08.10.2019 18:30

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть4

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть4

Дискриминантный анализ. Для определения набора переменных, наиболее различающих 4 выделенных кластера моторики детей младшего школьного возраста, был проведен дискриминантный анализ. Группирующей переменной являлся номер кластера, анализировались 25 показателей психомоторного, стабилографического и двигательного тестирований, а также показатель физического развития ИМТ (индекс массы тела, или индекс Кетле II), возраст и пол. Результаты дискриминантного анализа представлены в таблице 2. Создание модели происходило с пошаговым включением переменных. Получили модель, состоящую из 13 переменных (F (39,15) =10,2, p < 0,05). Нас интересовал индивидуальный вклад каждой переменной в полученной кластерной структуре. Его характеризует частная лямбда (чем меньше ее значение - тем больше вклад переменной в общую дискриминацию). Как видно из таблицы 2, первые 6 переменных модели имеют p<0,02, переменные с 7 по 13 по значениям лямбды близки к ее максимальным значениям, когда дискриминации не наблюдается (частная лямбда = 1) и p<0,4. Стабилографический показатель площадь эллипса (Ells) имеет наименьшее значение лямбды (0,23), т.е. является наиболее дискриминирующим признаком, далее по убыванию дискриминации: ошибка РДО (0,71), LFS (0,74), «бег за 10с» (0,74), ДЦД (0,77) и «бег к цифрам» (0,81).

Показатель физического развития, характеризующий телосложение ИМТ и возраст в ходе пошагового включения переменных в дискриминантную модель оказались вне ее. Значения частной лямбды пола (0,91) близки к отсутствию дискриминации.
Таблица 2
Результаты дискриминантного анализа, n=65

Результаты повторного тестирования (табл. 3). Повторное тестирование (февраль 2011г.) было проведено на 31 ребенке, участвовавшем в исходном исследовании. За год показатели основных тестов практически не изменились (минимальное значение p=0,81, т.е. различий между сравниваемыми результатами нет). Это означает, что выявленные нами различия между кластерами связаны не с процессами биологического созревания детей, а характеризуют их типологические особенности организации КД.

Таблица 3
Результаты попарного сравнения данных исходного и повторного тестирований с помощью критерия Вилкоксона, n=31

Заключение
В рамках широкой проблемы понимания природы индивидуальных различий в характере управления движениями и моторной одаренности людей в задачи настоящего исследования входил поиск типологии координационной способности детей 8 - 10 лет. Мы предполагаем, что выделенные в результате статистического анализа широкого набора основных показателей двигательной активности 4 кластера соответствуют четырем типичным «индивидуальным моторным профилям». Результаты нашего исследования показывают, что отнесение к одному из четырех профилей не связано с возрастом, полом, или телосложением ребенка. По-видимому, принадлежность к одному из четырех выделенных типичных «индивидуальных моторных профилей» может использоваться в качестве показателя спортивной одаренности в ряде видов спорта и профессиональной деятельности.

Литература
1. Безруких М.М., М.Ф.Киселев, Г.Д.Комаров и др. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6 - 16 лет // Физиология человека. - 2000. - Т.26, №3. - С. 100 - 107.
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко; Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; АН СССР. - М.: Наука, 1990. - 495 с.
3. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М: Тривола, 1995. - 208 с.
4. Карпенко Л.А., Винер И.А., Сивицкий В.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой// Учеб. пособие. - М.,2007. - 76 с
5. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. - 160с.
6. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
7. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка/ Под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с.
8. Сарсекеев Г.М. Повышение эффективности обучения акробатическим упражнениям детей 6 - 9 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей. Дис...канд. пед. наук. - М., 1994. - 211с.
9. Соколкина В.А. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости координационных способностей детей 7 - 10 лет. Дис.канд. пед. наук. - М., 1991. - 203с.
10. Hirtz P. Phanomene der motorischen Entwicklung des Menschen. Hof- mann-Verlag, 2007 - 243s.

Андреева А.М.

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть4

Опубликовано 08.10.2019 18:30 | Просмотров: 481 | Блог » RSS