21.12.2020 23:28

Нормативная проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкол

Нормативная проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкол

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов.

Метод проектов - это способ организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Нормативная проектная деятельность - обсуждение нормативных ситуаций (разработка правил детьми группы после обсуждения конфликтных ситуаций).

Цель нормативной проектной деятельности: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций по закреплению представлений о правилах поведения у старших дошкольников.

Направление работы по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Позиция воспитателя в нормативном проекте состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к расширению возможных вариантов их поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации.

Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасности жизнедеятельности ведётся чаще всего традиционными методами: чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, этическими беседами, сюжетно-дидактическими играми. Содержание нормативных проектов по формированию представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у дошкольников сегодня не разработаны.

Целью формирующего этапа стало: разработать и апробировать нормативные проекты по формированию представлений об основах безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Нами было разработано и апробировано 5 нормативных проектов по следующим темам:«Правила поведения в лесу», «Опасные помощники», «Осторожно! Газ» и другие.

Целью нормативного проекта «Правила поведения в лесу» стало формирование представлений о правилах поведения в природе и навыки безопасного поведения.

Работа над проектом проходила в 8 этапов:

Первым этапом работы было выявление наиболее часто встречающихся ситуаций, которые вызывают трудности у детей.

На втором этапе вниманию детей был предложен рассказ о неправильном поведении детей в лесу. И предложен ряд вопросов: «Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?», «К чему может привести такое поведение детей?». Затем происходило обсуждение нежелательных последствий, опасностях, подстерегающих человека в лесу.

На третьем этапе дети зарисовали нежелательные последствия неприемлемого поведения в лесу. Они не были ограничены по времени, материалами - использовали цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. При этом дети могли рисовать самые фантастические сюжеты. Например, дети нарисовали пожар в лесу, «зараженность» природы, валяющийся мусор.

Затем каждый ребенок рассказал о своем рисунке (4 этап работы). Соня: «Дети оставили мусор и костер. Мусор начал гореть и пошел пожар. Все деревья сгорели». Тихон: «Природа стала заражена. Она грязная».

На пятом этапе детям предлагалось подумать над тем, как нужно вести себя в лесу, чтобы избежать нежелательных последствий. Получились такие ответы: - Артем: «Надо любить природу, не мусорить, не сорить»; Рома: «Лес - природа, поэтому надо его любить. Нельзя оставлять мусор, огонь» и другие.

На шестом этапе последовала зарисовка правил, с дальнейшим объяснением каждого варианта. Все дети были очень активны и заинтересованы во время обсуждения знака правила.

На седьмом этапе дети, в ходе обсуждения, пришли к общему решению какое правило сделать основным. Дети предложили нарисовать «красивый, зелёный лес, в котором стоит одетый по погоде улыбающийся человечек». И обвести это всё в зеленую рамку.

На восьмом этапе последовала зарисовка основного правила и знака, которое в дальнейшем получило название: «Лес - наш друг! Будь в нём внимателен, береги его и себя!» и было вывешено на доске в группе.

Результаты контрольного этапа позволили сделать вывод о положительной динамике в формировании представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Ю. И. Мошникова

Нормативная проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкол

Опубликовано 21.12.2020 23:28 | Просмотров: 3528 | Блог » RSS