18.08.2023 12:40

К вопросу о формировании двигательных действий у детей с ДЦП (на примере Центра Адаптивной физической культуры ПетрГУ). Ч.1

К вопросу о формировании двигательных действий у детей с ДЦП (на примере Центра Адаптивной физической культуры ПетрГУ). Ч.1

Аннотация: в статье представлен опыт работы в Центре адаптивной физической культуры ПетрГУ с детьми, имеющими заболевание «детский церебральный паралич», направленный на формирование и закрепление определенных двигательных действий.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, двигательная реабилитация, формирование двигательных действий.
В последнее время наиболее большее развитие получает новое для России направление – адаптивная физическая культура. В ее структуру входят адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация и (физическая) реабилитация.

Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов, является практическое отсутствие специализированных, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров.

В связи с этим, физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов приобретают особую общественную значимость и актуальность.

Известно, что физические упражнения являются универсальным средством для восстановления утраченных двигательных навыков.

Детский церебральный паралич - это органическое поражение мозга, которое возникает при гипоксии, различных инфекциях, в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. При этом нарушаются важные для человека функции: движение, психика и речь. Характерная особенность ДЦП - нарушение моторного развития ребёнка, обусловленное, прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей.

Тренировка сидения.
Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций
выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята

Тренировка стояния.
Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакции. Упражнения для формирования умения встать на ноги страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия

Тренировка ходьбы.
Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение не опорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно.

Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:
– нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
– нормализация дыхательной функции;
– формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
– коррекция сенсорных расстройств;
– коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве)
– активизация психических процессов и познавательной деятельности

Нормализация дыхательной функции. Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. В связи с этим у детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выполнения упражнений, т.е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя – преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя – преобладает верхнегрудное дыхание. Коррекция осанки

Е. А. Харина
Продолжение следует

К вопросу о формировании двигательных действий у детей с ДЦП (на примере Центра Адаптивной физической культуры ПетрГУ). Ч.1

Опубликовано 18.08.2023 12:40 | Просмотров: 232 | Блог » RSS