18.12.2020 17:47

Знакомство с анималистическим жанром в скульптуре на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Часть 1

Знакомство с анималистическим жанром в скульптуре на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Часть 1

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Большую роль в этом играет изобразительная деятельность. В Примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы к видам художественной деятельности относят: восприятие произведений искусства, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство, рисунок, живопись и скульптура. Широкие возможности для развития творческих способностей, эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащения нравственного опыта даёт изучение младшими школьниками жанров и видов изобразительного искусства. Анималистический жанр является одним из основных жанров в изобразительном искусстве. Большие возможности для знакомства с анималистическим жанром дает изучение скульптуры в начальной школе. Через освоение такого вида художественной деятельности как лепка животных, дети приобщаются к процессу творчества скульптора-анималиста. Занятия лепкой способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого мышления и фантазии.

В контексте исследуемой проблемы важным для нас является характеристика понятия «Анималистический жанр». Известный художественный и литературный критик, художник - пейзажист, Максимилиан Александрович Волошин, рассматривает анималистический жанр как вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой - в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма [1].

Многие художники любят изображать птиц и зверей. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом передает его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациям к научным и детским книгам. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим произведениям животное часто "очеловечивается", то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями свойственными человеку, животных одевают в костюмы. Например, рисунки Е. Рачева и Ю. Васнецова. В русском искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов. Творчество известных русских художников - анималистов В.А. Ватагина, Е.И. Чарушина и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П.К. Клодта украшают мосты С.-Петербурга [4].

Авторы раскрывают скульптуру как вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт) [2, 3].

Ученые, анализируя анималистический жанр в скульптуре, обращают внимание, что из видов скульптуры широко распространена анималистическая керамика. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и прикладного искусства, (резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного. Фольклорные, гротесковые и сказочные образы зверей и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов. Произведения первобытного искусства - наскальные рисунки зверей, пещерная живопись свидетельствует об острой наблюдательности древних художников [2, 3, 4].

А. В. Митрофанова
Продолжение следует

Знакомство с анималистическим жанром в скульптуре на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Часть 1

Опубликовано 18.12.2020 17:47 | Просмотров: 733 | Блог » RSS