12.09.2019 12:04

Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Часть 2

Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Часть 2

Из растений предпочтение отдали внешне привлекательным, цветущим, имеющим интересные проявления жизни, разнообразное строение, дифференцированные потребности, требующих разных способов ухода. В ходе эксперимента в уголке природы с детьми проводились занятия, осуществлялась совместная деятельность, создавались условия для самостоятельного общения детей с живыми существами. В систему представлений детей об окружающем мире введены элементарные знания о своем организме, общих для всех живых существ свойств и качеств. Это имело особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке и на уровне отношения к себе (нетерпимости к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и т. п.), к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе и т. п.).

При проведении занятия на тему «Растение – живое существо» у детей продолжали формировать представления о жизненно важных признаках растений (питание, рост, развитие от семени до семени): знакомили с правилами ухода за ними, отмечали зависимость их состояния от отношения человека. Темы последующих занятий были разнообразными: «Что нам рассказали „наши помощники» (органы чувств человека) о животных?», «Мы на Земле не одни», «Как люди заботятся о природе». Показывали пример искреннего бережного и заботливого отношения к животным и растениям: эмоционально окрашено, ласково обращались к живому существу, называли объекты именами, вызывающими у детей симпатию, задавали вопросы живому существу о его самочувствии; устанавливали доверительные отношения между детьми и животными, для этого использовали ситуации знакомства, предлагали детям убедить животное в том, что его не обидят и т. д.; стимулировали у детей бережное отношение: продумывали вопросы на проявление детьми симпатии к живому существу (Как вы думаете, какое настроение у хомячка Хомки? Что он почувствовал, когда услышал громкий голос? и т. п.); организовывали разнообразное позитивное общение детей с живым объектом в ходе наблюдения, предлагали погладить, покормить, ласково назвать, выяснить его самочувствие. Узнать степень осознанности действий дежурных нам помогало использование ситуаций (незаметно для детей в уголок природы вносили неухоженные растения, из аквариума убирали кормушку и т. д.). С этой же целью проводили занятия с использованием игровой обучающей ситуацией. Незнайка в отсутствие детей создавал для обитателей уголка при¬роды хорошие, с его точки зрения, условия. Дети должны были исправить все ошибки Незнайки и объяснить ему, к каким последствиям могло привести его незнание. Широко использовались литературно-сказочные персонажи. Незнайка, старичок-лесовичок вели диалог с детьми, писали письма, присылали загадочные посылки. Дети выполняли рисунки в защиту ели, птиц. Родителям с детьми было предложено изготовить кормушки для птиц. Дети получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. Одной из форм экологического воспитания и формирования гуманных чувств является природоохранительная акция. Использовались экологические акции «Зеленый друг», «Аллея цветов», «Птичья столовая», «С любовью к родной планете», конкурс рисунков, поделок и игрушек из природного материала и отходов производства. В результате проведенная нами работа способствовала повышению уровня воспитанности у детей гуманных чувств на 50 %. В процессе были замечены изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Литература
1. Воспитание гуманных чувств у детей / под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. Киев: Рад. школа, 1987.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989.
3. Зебзеева В. А.Экологическое развитие личности детей дошкольного возраста, его основы и философско-психологическое обоснование // Вестник Тюменского гос. ун-та. Тюмень. 2006. № 3. С. 243–249.
4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1999.

А. Ю. Путилова

Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Часть 2

Опубликовано 12.09.2019 12:04 | Просмотров: 562 | Блог » RSS