12.09.2019 12:05

Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Часть 1

Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Часть 1

В эпоху глобального экологического кризиса, характеризующегося острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого человека. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, самому себе. Воспитанию гуманных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Например, В. А. Сухомлинский писал: «Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчести, человеческом достоинстве». Он считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, С. А. Козловой, Т. А. Марковой. Чувство – это высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом [4, с. 244]. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. А. В. Запорожец считал, что высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания [2, с. 4]. В. К. Котырло, Л. Н. Проколиенко отмечают, что воспитание гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с другими людьми – взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности и общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого [1, с. 21]. А. М. Виноградова указывает, что воспитание гуманных чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Симпатия, жалость удержат от причинения страданий людям, животным [2, с. 9].

Нами проводилось исследование уровня воспитанности у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств. Диагностика показала, невысокий уровень их воспитанности у детей старшей группы. Была разработана модель педагогического взаимодействия, включающего организованное обучение, совместную деятельность с ребенком, самостоятельную деятельность детей и работу с родителями. Совместная деятельность воспитателя и детей включала: наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; целевые прогулки на природе; игры; рассказы воспитателя, чтение детской познавательной художественной литературы; беседы и разговоры с детьми на экологические, нравственные темы, по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе; сбор коллекций, семян, камней, листьев, труд в уголке природы и на участке.

Специально организованное обучение включало: занятия-наблюдения за животными и растениями; изобразительную деятельность по экологической тематике; ознакомление с трудом взрослых в природе; обучение детей уходу за растениями и животными. Осуществлено стимулирование самостоятельной деятельности детей, предложены задания для самостоятельных наблюдений в природе, созданы проблемные ситуации: познавательные и практические. В эколого-развивающей среде выделены центры организации: восприятия («я чувствую»), практической («я действую»), познавательной («я узнаю»), рефлексивной («я оцениваю»), творческой («я создаю») деятельности детей. (В. А. Зебзеева) [3, с. 9]. У детей воспитывалось отношение к человеку как высшей ценности, которая включает в себя понимание роли человека в природе, осмысление своего «я»; самоценности каждого живого организма; умения строить свои взаимоотношения с природой; с другими людьми на принципах гуманизма; проявлять гуманные чувства, любовь, доброту, милосердие, отзывчивость и др. В уголке природы обитают животные основных классов (хомячок, попугаи, рыбки, улитки).

А. Ю. Путилова
Продолжение следует

Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования. Часть 1

Опубликовано 12.09.2019 12:05 | Просмотров: 543 | Блог » RSS