29.11.2019 17:53

Визионерские мотивы в повести В. Ф. Одоевского «Саламандра»

Визионерские мотивы в повести В. Ф. Одоевского «Саламандра»

Сверхъестественные явления, изображенные В. Ф. Одоевским в фантастических повестях, становились ранее предметом рассмотрения исследователей, но визионерские мотивы при этом не выделялись в отдельную группу и рассматривались только в контексте общефантастическом.

В нашем исследовании мы обратились к визионерским мотивам в повести «Саламандра» (1844). Цель работы - выявить особенности их авторского использования, в том числе - определить частотность, контексты использования, роль в сюжете и возможные источники, повлиявшие на автора.

Сюжет повести развивается вокруг судеб Эльсы и Якко, детей, выросших в семье финнов, где старшее поколение было наделено чудесными способностями. Визионерские мотивы связывают воедино судьбы двух героев. Переживания из детства Эльсы в первой части повести подготавливают рассказ о том, как во второй части повести сложится судьба Якко.

В повести переплетаются фольклорные мотивы Финляндии, описываются алхимические опыты и превращения, героям являются стихийные духи. Сюжетообразующим для повести является мотив романтического двоемирия. Этот мотив принципиально важен и для визионерской ситуации, когда для ясновидца видимым становится потусторонний мир или его отдельные элементы.

Визионерские мотивы встречаются в тексте повести неоднократно. Автор описывает внешние проявления визионерского опыта и его содержание, изображает феномен «глоссолалий». Ближайшими источниками заимствования визионерских мотивов в настоящем случае выступают сочинения средневековых мистиков (Парацельс) и европейских писателей-романтиков (Гофман).

Мы сравнили визионерские отрывки из повести Одоевского со средневековым жанровым визионерским каноном и выделили сходства и отступления. Сходства: в обоих случаях визионеры попадают за пределы видимого мира, видения становятся возможными в состояниях измененного сознания, образ визионера выделен среди других героев, присутствует проводник по потустороннему миру. Отступления: видения персонажей Одоевского не воспроизводят пласт христианских образов (ангелы, загробный мир и т. д.), а основываются на фольклорных и фантастических мотивах и связаны с личной судьбой персонажей.

В. О. Макарова

Визионерские мотивы в повести В. Ф. Одоевского «Саламандра»

Опубликовано 29.11.2019 17:53 | Просмотров: 431 | Блог » RSS