26.09.2017 23:38

Варианты произношения и ударения слов в академической речи студентов

Варианты произношения и ударения слов в академической речи студентов

Академическая речь студентов относится к книжной сфере и близка к научному стилю. По мнению ученых, единственной функционально¬стилистической сферой книжного языка, не охваченной стихией снижения и вульгаризации, остается научная речь, научный стиль речи как функциональный вариант книжного языка уцелел от давления стихии сниженности. В связи с этим представляется актуальным исследование академической речи студентов с позиции ее соответствия языковой норме.

Мы рассмотрели варианты произношения и ударения некоторых слов в молодежной среде. Исследование проводилось среди студентов 18-20 лет, было опрошено 50 человек. Предлагалось определить правильный вариант произношения слов, которые вызывают наибольшую трудность, а также расставить ударение в некоторых словах.

Результаты анкетирования показали, что в целом студенты знакомы с правильными вариантами произношения и ударения данных слов (тем более, что ими был прослушан курс «Русский язык и культура речи», где отчасти рассматривались данные варианты), однако можно отметить случаи, когда были указаны и неправильные варианты. Так, 50% респондентов в качестве правильного избрали вариантное произношение слова бутерброд (и твердый, и мягкий вариант), хотя нормативный - только твердый; правильный вариант - твердое и мягкое произношение слова декан отметили лишь 15% студентов (50% предпочитают твердое произношение), произношение слова депрессия 100% студентов отметили как мягкое, в то время как слово может произноситься и мягко, и твердо; слово компьютер 45% студентов произносят твердо (этот вариант соответствует норме), 30% как мягкий и 20% предпочитают оба варианта. В 100% случаев были названы правильные варианты ударения слов агент, алфавит, арахис, доцент, километр, портфель, статуя.

По нашим наблюдениям, незнание значений слов ведет к неправильному их использованию в контексте. При выполнении задания на смыслоразличительную функцию ударения студенты обнаружили незнание значений слов: запАсник - запаснИк, вИдение - видЕние, зАнятый - занятОй и др. - или неточности в их употреблении. Чтобы избежать неверных вариантов произношения и ударения слов, рекомендуем больше самостоятельно работать со словарями.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно¬исследовательского проекта «Современная лингвокультурная ситуация в Центральном регионе России: состояние и динамика развития речевой культуры ивановского студенчества», проект № 10-04-54806а

Тихомирова А.А.

Варианты произношения и ударения слов в академической речи студентов

Опубликовано 26.09.2017 23:38 | Просмотров: 510 | Блог » RSS