09.12.2019 00:22
Тревожность и агрессивность студентов с разной суверенностью психологического пространства, проживающих и не проживающих в общежитии

Специфика психологического пространства находит свое выражение в понятиях территории, дистанции. Личностная суверенность - это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Пространство личности - персонализированная субъектом часть среды, которая включает 6 измерений: физическое тело (СФТ), территорию (СТ), личные вещи (СВ), привычки (СП), социальные связи (СС) и ценности (СЦ). Всякое психологическое воздействие означает вступление на чужую психологическую территорию.
Состояние и сохранность психологического пространства, целостность его границ определяют и отражают состояние психического здоровья индивида. Нарушения границ психологического пространства могут служить проявлением и в то же время быть причиной различных форм психических нарушений.
Пространство может быть суверенным (если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их) и депривированным (если ему приходилось переживать собственное бессилие при отстаивании границ своей личности), а также разрушенным (если деструктивные влияния имели тотальный характер). Полная суверенность («псевдосуверенность») достижима только в случае жесткого отделения и, возможно, аутистического противопоставления себя окружающему миру, а полная депривированность приводит к разрушению человека как индивидуальности.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью рассмотрения изменений границ психологического пространства личности, в соответствии с переживаниями жизненных изменений.
Гипотезы исследования:
1) Существуют различия суверенности психологического пространства у студентов, проживающих в общежитии и студентов, не проживающих в общежитии.
2) У студентов, проживающих в общежитии суверенность психологического пространства различна в зависимости от уровня тревожности и агрессивности.
В выборке участвовали 30 студентов, проживающих в общежитии и 30 не проживающих. Возраст студентов 18-21 год.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Данные, полученные при исследовании тревожности свидетельствуют о том, что не существует значимых различий в проявлениях тревожности у студентов, проживающих и студентов, не проживающих в общежитии
Не существует значимых различий в проявлениях агрессивности у студентов, проживающих в общежитии и студентов, не проживающих в общежитии.
Данные, полученные по всем параметрам СПП (СФТ, СП, СТ, СВ, СС, СЦ) указывают на то, что существуют различия общего показателя суверенности психологического пространства (СПП) и параметра суверенность вещей (СВ) между студентами, проживающими в общежитии, и не проживающими в нем.
Данные, полученные в ходе корреляционного исследования, показывают, что у студентов, проживающих в общежитии, при нарушении суверенности ФТ, СВ, СС, и, вместе с тем СПП в целом повышается тревожность. Можно предположить, что студенты опасаются, что кто-нибудь из соседей воспользуется теми вещами, которыми может распоряжаться только один человек - их владелец. Студент опасается за свое благополучие, нарушение физического пространства и старается избегать ситуаций, приносящих ему дискомфорт. Это м. б. не только прикосновения, постоянная дискомфортная близость других людей, но и громкая музыка, запахи и т. п.
В итоге, выявлено, что нарушение суверенности вещей и физического тела вызывает у студентов, проживающих в общежитии, наибольшие переживания, повышает тревожность и агрессивность и вызывает общий дискомфорт как нарушение суверенности психологического пространства.
У студентов, не проживающих в общежитии, тревожность возникает в связи с нарушением СС, СТ, СВ. Можно предположить, что в родительском доме происходит контроль над социальной жизнью студента, его общением, дружбой, от этого возникает тревожность. Однако, агрессивности это не повышает.
Таким образом, выяснилось, что студенты обеих групп переживают нарушение суверенности физического тела и суверенности вещей. Студенты, проживающие в семье, так же переживают нарушение суверенности ценностей. Эти переживания вызывают повышение тревоги и агрессивности у обеих групп студентов.
Основная цель исследования - рассмотреть связь проявлений тревожности, агрессивности и суверенности психологического пространства у студентов, проживающих и не проживающих в общежитии.
Выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия суверенности психологического пространства у студентов, проживающих, и не поживающих в общежитии в результате проведенного исследования подтвердилась.
Кроме того, гипотеза о том, что у студентов, проживающих в общежитии, суверенность психологического пространства различна в зависимости от уровня тревожности и агрессивности частично подтвердилась в результате исследования.
М. А. Шакурова

Опубликовано 09.12.2019 00:22 | Просмотров: 444 | Блог » RSS |