22.11.2018 22:23

Трансформация академических ценностей и философия современного университетского образования

Трансформация академических ценностей и философия современного университетского образования

В настоящее время коммерческая активность университетов обрела беспрецедентный размах, и действует она по трем направлениям: спорт, научная деятельность, образование. В связи с этим все чаще разгораются споры на предмет поощрения коммерциализации ВУЗов и ее критики. Часть мнений склоняется к тому, что качество педагогической и научной деятельности стало измеряться только ее способностью превращаться в товар или деньги, а отнюдь не приносимым ею эстетическим или познавательным благом. Также полагается, что активное участие коммерческих организаций в жизни университетов, преследуя корыстные цели, и само желание последних извлекать дополнительную прибыль, негативно сказывается на всех сторонах жизни высшего образования: спорту уделяется слишком много внимания и денежных средств ради приобретения популярности среди абитуриентов и престижа среди других ВУЗов; на научной деятельности губительно сказывается коммерческий интерес корпораций, имеющих в отдельных случаях, рычаги давления на результаты исследований; и, наконец, снижение уровня образования по причине отвлечения администрации и преподавательского состава университета на более прибыльные виды деятельности (разработку и осуществление заочного образования, дополнительных курсов и интернет- семинаров).

В ситуации обширной коммерциализации высшего образования остро встает вопрос о сохранении академических ценностей, которые те должны соблюдать. Возможность принятия коммерциализации и пользования ее плодами целесообразно рассматривать лишь при условии минимизации негативных последствий, которые она несет, и не поступления принципами, вытекающими из академических ценностей.

Высшему учебному заведению, желая тесно сотрудничать с коммерческими организациями, необходимо помнить об интеллектуальной свободе и социальной ответственности; моральной ответственности ученых не только за процесс исследований, но и за их результаты; право исследователей свободно выражать свое мнение о научных и исследовательских аспектах проектов и их результатов и устраняться от участия в проектах, противоречащих их убеждениям и совести.

Таким образом, перед руководством университетов должен остро стоять вопрос: «Как воспользоваться преимуществами коммерциализации, не прекращая следовать своему академическому назначению?».

Бабак Д.А.

Трансформация академических ценностей и философия современного университетского образования

Опубликовано 22.11.2018 22:23 | Просмотров: 185 | Блог » RSS