08.10.2019 18:32

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть2

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть2

Результаты исследования
Кластерный анализ (табл.1). Выявление групп детей (кластеров), наибо¬лее схожих по типу управления движениями, проведено по методу k-средних. Мы использовали метод k-средних для наилучшего разделения всей группы де¬тей на 4 кластера, поскольку результаты предварительного иерархического кла¬стерного анализа показали наличие 4 основных кластеров.

Кластер 1. Для представителей первого кластера (n=8) характерна высокая точность и преобладание опережающих реакций в РДО, т.е. развитая способность к антиципации. Эти дети также отличаются медленной скоростью выполнения поворотов рычага на КИД-3, переключения двигательных установок в ЦНС (ДЦД и ПДУ выше средних значений по группе) при средних значениях точности и плавности движения. Показатели стабилографического обследования, характеризующие активность стабилизации постуральной системы - скорость и площадь перемещений ЦД в этой группе выше средних значений, что, вероятно, говорит о недостаточно эффективном управлении вертикальной позой в условиях двигательной задачи.
Таблица 1
Кластерная структура психомоторной и координационной сфер детей 8 - 10 лет (средние и стандартные отклонения кластеров), n=65

«*» отмечены показатели, имеющие коэффициент вариации более 70%.

Это отражается и на эффективности выполнения теста: количество набранных очков и расход энергии (который приближенно дает параметр LFS), как один из аспектов постуральной тактики, ниже средних значений выборки. Среди координационных тестов отметим результаты ниже средних значений в тестах на дифференцирование пространственных параметров движения, меткость, сохранение равновесия, проявление способности к максимальному темпу в циклических локомоциях (об этом говорит результат в «Беге за 10с» и наибольшая разница гладкого и челночного бега).

Высокая способность к антиципации в задаче РДО оказалась наиболее отличительной особенностью детей, входящих в первый кластер. Н.А. Бернштейн считал антиципацию «мостиком» к инициативности - активной основе находчивости - главного проявления ловкости [2]. Исследование генетических и средовых детерминант КС детей младшего школьного возраста указывают на то, что точность РДО - способность малокомпенсируемая (т.е. отсутствие необходимого уровня ее практически невосполнимо за счет других качеств), консервативна (решающий вклад в ее изменчивость вносит генотип) и рекомендуется в качестве критерия для отбора в сложно - координационные виды спорта
[9].

Кластер 2. У детей, отнесенных ко второму кластеру (n=22), на фоне некоторого преобладания опережающих реакций в РДО наблюдаются наилучшие показатели психофизиологического тестирования - среднее время простой реакции, помехоустойчивости и точности в задаче РДО. Движения на КИД-3 у них быстрые, ритмичные, автоматизированные (величина стандартного отклонения показателя ДЦД во 2 кластере наименьшая), со средней точностью. Такой тип управления опирается на механизмы внутреннего программирования, не требующего текущего зрительного контроля [1].

Однако движения этими детьми выполнялись с наименьшей плавностью, нарушалась сенсомоторная организация движения, т.е. непрерывное слежение превращалось в дискретные движения [3]. Стабилографические показатели - скорость ЦД,мм/с) и коэффициент LFS в тесте «Мишень» - близки к среднегрупповым значениям. Перемещения ЦД были не такими быстрыми, как у представителей кластера 1, и более управляемыми (количество набранных очков в среднем 80, а площадь эллипса в 2 раза меньше). В двигательных тестах эти дети показали минимальную разницу во времени гладкого и челночного бега, способность к перестроению в циклических локомоциях и среднюю скорость в тесте «смена положений», т.е. в двух тестах на «телесную ловкость», которые требуют высокого темпа и согласования движений. Налаженность движений во времени, способность к темпу, серийность, одинаковость циклов отличают движения детей 2 кластера на «КИД-3» и в двигательных тестах. Низкая точность в воспроизведении времени бега на месте говорит о том, что, вероятно, «чувство темпа» как умение управлять им, у них еще не сформировано.

Кластер 3 . Данные психофизиологического обследования группы детей 3 кластера (n=4), показывают медленную зрительно - моторную реакцию, низкую помехоустойчивость (наименьшие значения показателей в выборке). В РДО наблюдаем низкую точность упреждающего управления (по величине ошибки РДО), что свидетельствует о недостаточной эффективности механизмов антиципации. Движения на КИД - 3 этих детей очень плавные, точные, ритмичные, однако темп и переключение двигательных установок замедлены. Такие характеристики движения связаны с реализацией следящего типа коррекций через внешнюю зрительную обратную связь с преимущественным вовлечением сенсомоторных зон коры [1]. В стабилографическом тесте «Мишень» перемещения ЦД очень быстрые (самая высокая скорость ЦД в выборке), высокоамплитудные (Ells,m мм выше среднего в 3,3 раза), почти не корректируемые (по LFS). Хаотичные колебания ЦД обуславливают низкое количество очков, набранных детьми этого кластера в тесте, и говорят об отсутствии модели требуемого движения, его стратегии, предварительной программы.

Андреева А.М.
Продолжение следует

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть2

Опубликовано 08.10.2019 18:32 | Просмотров: 551 | Блог » RSS