08.10.2019 18:33

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть1

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть1

Введение
В основе нашей работы лежит идея «индивидуальных моторных профилей» (т.е. вероятно существующих конституционных, типовых пропорций между степенями совершенства и способности к развитию отдельных уровней построения движений), которая была сформулирована еще Н.А.Бернштейном [2]. Несмотря на широкий интерес к координации движений (КД) и координационной тренировке, а также на увеличение количества экспериментальных работ в этой сфере, данная проблема во всем своем многообразии так и остается неразрешенной и соответствующая типология пока не разработана.

С целью выявления различных типов моторики детей мы выбрали младший школьный возраст. Период второго детства считается наиболее эффективным для развития координации средствами физической тренировки [2,5] и характеризуется совершенствованием ансамблевой организации нейронных сетей, развитием корково - подкорковых связей в коре больших полушарий, постепенным овладением теми координационными возможностями которые создались у ребенка в результате формирования моторики на более ранних этапах онтогенеза [7].

Методика
Обследовали 89 детей 8 - 10 лет, учащихся школ г. Москвы, не занимающихся активно спортом. Исследование проходило на базе ВНИИФК и кафедры физиологии РГУФКСМиТ с сентября 2009 по апрель 2010гг. Программа обследования каждого ребенка включала психофизиологическое и психомоторное тестирование, стабилографию, двигательные тесты.

Психофизиологические исследования проведены с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (изготовитель - ООО «Нейрософт»). По результатам предварительных экспериментов и соответственно задачам исследования были выбраны следующие 6 проб: контактная треморометрия, координа- циометрия по профилю, простая зрительно - моторная реакция (ПЗМР), реакция на движущийся объект (РДО), определение помехоустойчивости и теппинг-тест.

Для проведения психомоторного тестирования использовался компьютеризованный прибор «КИД-3» (изготовитель - ООО «Интокс»). По конструкции прибор близок к кинематометру Жуковского. В исследовании мы использовали показатели двух тестов из программы «КИД-3». Для каждого испытуемого тестирование проводили на ведущей руке. Двигательная деятельность оценивалась по следующим показателям: длительность цикла движения (ДЦД, мс), как характеристика скорости движения; ошибка коррекции (ОК, %), являющаяся величиной, обратной точности движений; скорость перестройки двигательных установок (ПДУ - число циклов, необходимое для достижения требуемой точности движения в новом амплитудном режиме) и плавность движения (ПД, %).

Стабилографическое исследование проведено с помощью компьютеризированного комплекса «Стабилан - 01. Функцию равновесия и особенности системы регуляции вертикальной позы (постуральной системы) оценивали по показателям теста «Мишень». Кроме результата теста в очках, анализировали следующие показатели стабилограмм: V - средняя скорость перемещения ЦД , мм/с. Ells - площадь эллипса статокинезиграммы, кв.мм. LFS - длина кривой статокинезиграммы относительно площади (в 1/мм).

Двигательные тесты позволили нам оценить уровень развития некоторых координационных способностей (КС) детей: 1. Способность к согласованию движений. Использовали тест «смена положений» [8]. 2. Способность к ориентации в пространстве оценивалась по результату теста «бег к цифрам» (модифицированный тест «бег к пронумерованным набивным мячам» [5, 8, 10]). 3. Координация движений рук - тест «Координационный комплекс» [4]. 4. Дифференцирование пространственных параметров движения оценивали с помощью теста «прыжок в длину с места на половину расстояния от максимального результата» [8]. 5. Дифференцирование временных параметров движения оценивалось по воспроизведению темпа бега на месте [8]. 6. Способность к перестроению в циклических локомоциях. Определяется по разности времени челночного бега 6x5м и времени бега с высокого старта на 30м [6, 8]. 7. Уровень меткости оценивали по результату метания от плеча теннисного мяча в цель: мишень - квадрат 20x20 см, подвешенный на высоте роста ученика в 2 м от него. Подсчитывается количество попаданий из 3 попыток [4]. 8. Способность к статическому равновесию оценивали по тесту «стойка на одной ноге с закрытыми глазами» [5]. 9. Частоту движений и способность к удержанию темпа оценивали по быстрому бегу на месте за 10с [4].

Статистическая обработка 25 показателей тестирования осуществлялась с помощью иерархического кластерного анализа, метода кластеризации "k- средних", линейного дискриминантного анализа и попарного сравнения данных повтора с помощью критерия Вилкоксона.

Андреева А.М.
Продолжение следует

Типологические особенности координации движений детей младшего школьного возраста. Часть1

Опубликовано 08.10.2019 18:33 | Просмотров: 552 | Блог » RSS