27.02.2024 16:41
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о Духовном здоровье человека. Часть 2
Следующей ступенью в излечения человека Святитель считал осознание человеком своей смертности. Человек живёт недолго, а после смерти, по мысли Святителя, его ждёт «посмертное воздаяние за грехи». При этом важную роль для создания «страха перед воздаянием» играет учение о «Мытарствах». Представляется, сто их Святитель осознавал, как некие барьеры, которые должна пройти человеческая душа, осуждаемая бесами и оправдываемая Ангелами. Если побеждали первые, то человек «идёт в ад», если вторые, то в Рай. Не меньшую роль в создании трепетного отношения к каждому моменту своей жизни, играет учение о Страшном Суде, как понимании того, что после конца света все люди воскреснут и Господь будет судить на вечное блаженство и вечное мучение.
После того, как человек осознал и своё несовершенство, и свою смертность, Святитель советовал «всецело возложиться» на Бога. Для этого человеку нужно было полностью отказаться от своей воли в пользу Воли Божией. Чтобы этого достичь, Святитель Игнатий предлагал возобновить древний институт старчества, как духовного обучения опытными в иноческой жизни людей по отношению к «новоначальным». В старцах, по мнению Святителя, отречение от собственной воли лучше всего «врачуется смирением и послушанием» [3: 101]. Стоит отметить важный момент надежды на Бога – это учение о Воскресении мертвых. Данное учение особенно придаёт надежду на позитивный исход человеческой жизни.
Когда же человек был готов предать себя в руки Бога, Святитель Игнатий (Брянчанинов) предлагал как можно чаще общаться с Господом. Для этого Святитель выделил несколько путей. Первый и наиболее очевидный – это непрестанная молитва. В Православиии существует целое учение о молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»). Эта короткая молитва наиболее подходит верующим для постоянного употребления. Следующий способ — это приобщение к Священному Писанию. Через него (особенно через Новый Завет) новоначальные приобщаются к Слову Божию и учатся видеть Его волю. Ещё одним путём Богообщения являлось изучение Священного Предания – текстов, написанных Святыми Отцами Церкви. Святитель Игнатий много сделал для его популяризации, в том числе перевёл множество произведений египетских и греческих подвижников на русский язык [1; 280].
Пройдя поэтапно все ступени, человек почти полностью был подготовлен к Духовной брани. Как известно, в христианстве мир является полем битвы между бесами (духами злобы) и Ангельскими Силами (посланниками Господа). Особенно сильные баталии идут за человеческие сердца. Поэтому Святитель считал крайне необходимым любому новоначальному знать о существовании Духовного мира и быть готовым к столкновению с ним [2; 19].
Итак, осуществив анализ учения Игнатия (Брянчанинова) о «здравии» человека надо признать, что представления Святителя о Духовном здоровье не были новаторскими. В своём творчестве он не стремился создать ничего нового. Святитель и его труды особенно цены тем, что они инициировали глубинный процесс внутри Русской Православной церкви XIX в. по обращению к Святоотеческому преданию. Большую часть из Духовных рецептов Святителя Игнатия, может применять православный христианин и сегодня, особенно тот, кто избрал для себя иноческий путь.
Список литературы
1. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические Опыты / Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в VII томах. «Ковчег». – Москва: «Ковчег», 2005. – Том I. – 671 с.
2. Святитель Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические Опыты / Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в VII томах. «Ковчег». — Москва: «Ковчег», 2005. – Том II. – 495 с.
3. Святитель Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение Современному Монашеству / Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в VII томах. – Москва: «Ковчег», 2005. – Том V. – 528 c.
4. Святитель Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма (избранные) / Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в VII томах. – Москва: «Ковчег», 2005. – Том VII. –720 с. 523
А. И. Кузенков
Опубликовано 27.02.2024 16:41 | Просмотров: 278 | Блог » RSS |
Рекомендуем: