27.02.2024 16:43
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о Духовном здоровье человека. Часть 1
Аннотация. Автором анализируется учение о Духовном здоровье. Как оно формировалось, основные ступени «Духовной терапии». Каково влияние деятельности и трудов Святителя Игнатия (Брянчанинова) на практику Русской Православной церкви.
Ключевые слова: Святитель Игнатий (Брянчанинов), Страшный Суд, «Трезвение», учение о «Мытарствах», Иисусова молитва, Священное Предание, Священное Писание, бесы, Ангельские силы, старчество.
На протяжении длительного времени Русская Православная церковь находилась под сильным влиянием протестантизма и католицизма. Особенно ярко это влияние проявилось в Синодальный период 1721–1917 гг. На протяжении этого времени, происходила глубинное противостояние двух тенденций: консервативно–православной и реформационной. До начала XX в. лидировала преимущественно вторая группа воззрений. Но, несмотря на это, появлялись всё новые и новые консерваторы, которые обращались к Священному Преданию в поисках т.н. «истинного христианства». Одним из таких церковных консерваторов был Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807–1867 гг.) родился в богатой и родовитой дворянской семье. Его отец был военным и желал такой же карьеры сыну. Но тот не проявлял ревностного желания идти по военной стезе. Его влекло другое – жития святых, церковные проповеди. Духовная литература. Не смея ослушаться воли родителя, юноша поступает в Инженерную Академию. Однако после занятий по фортификации и артиллерии посещает богослужения, проводимые на подворье Валаамского Спасо–Преображенского монастыря и Александро–Невской лавры. Последнее обстоятельство укрепило его в выборе жизненного пути. Многообещающую карьеру военного инженера он оставил ради «иной» жизни – монашества.
В процессе становления своего учения о Духовном здоровье человека, Святитель проявил себя во многих областях, в том числе, в писательской деятельности. Одной из самых ярких черт творений Святителя Игнатия (Брянчанинова), была его христианская (православная) направленность. Святитель не стремился к чему–то новому, но углублял собственные знания о Православии. В целом его деятельность носила консервативную направленность.
Ещё одной важной чертой является приверженность Святителя Игнатия (Брянчанинова) Синодальной церкви своей эпохи. Этот весьма сложный период, в который «имеем мы более скорбное состояние, чем радостное» [4; 200]. Не менее важная особенность творений Святителя, как источникового материала – это иноческий характер наследия. Данная литература писалась для особого социума людей, живущих монашеской жизнью, не имеющих семьи и частной собственности (кроме вещей личной гигиены). Поэтому возможности и потребности данной группы населения значительно отличаются от всего остального большинства. При этом надо отметить, что наставления Святителя применялись и могут быть приемлемы сегодня всеми категориями верующих при условии соизмерения своих возможностей и советов автора трудов.
Рассматривая проблемы здоровья человека, Святитель разделял понятия «телесное» и «духовное» здравие. В своих письмах Игнатий (Брянчанинов) неоднократно указывал на своё собственное «расстроенное телесное здоровье» [4; 234]. По его мнению, эта категория «здравия» имеет большое значение в жизни человека. Но, само по себе, оно не есть самоцель человеческой жизни [1; 46]. Телесное здоровье нейтрально, оно может способствовать Духовному оздоровлению и неоднократно может свидетельствовать о Духовном упадке человеческой жизни. Духовное же здоровье – это состояние самого высшего, что есть в человеке. По мнению Святителя – это и есть, то, что должно двигать человеком, при нормальном состоянии этого здоровья [2; 301]. То есть телесное здоровье – это один из факторов человеческой жизни, важный, но не первостепенный. А Духовное здоровье – это область повышенного внимания, потому что если в ней происходят какие–либо изменения, они сказываются и на всём остальном человеке.
Для Святителя Игнатия (Брянчанинова) важен был факт осознания человеком собственной «испорченности». Как только больной осознаёт себя больным – можно начать лечение. По этому принципу человек в начале должен встать на путь «Трезвения» (критической саморефлексии). После прохождения этого этапа, он неизбежно заметит в себе множественные изъяны («бесчисленные, как песок морской»). А далее человек должен обращается к Богу за помощью, «плакать», о том, что сам собственными усилиями отрёкся от Христа. Отсюда вытекает целое учение о «плаче», которому Святитель уделял столь важное значение для обретения человеком «здравия» и освобождения от болезни.
А. И. Кузенков
Продолжение следует
Опубликовано 27.02.2024 16:43 | Просмотров: 261 | Блог » RSS |
Рекомендуем: