09.01.2020 15:40

Структурные особенности и художественные функции двусоставных предложений в поэтической речи Е. Е. Пиетиляйнен

Структурные особенности и художественные функции двусоставных предложений в поэтической речи Е. Е. Пиетиляйнен

В отечественном языкознании особенности организации поэтической речи получили достаточно широкое научное освещение, однако наиболее полно представлено изучение функционирования лексики, фонетических особенностей организации стихотворного текста, поэтический же синтаксис не получил достаточного освещения в научной литературе, поэтому изучение этого аспекта поэтической речи, безусловно, является актуальным.

Исследование проводилось на базе работ таких ученых, как В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. М. Эйхенбаум, А. П. Лекант, В. Е. Холшевников, И. И. Ковтунова, В. В. Бабайцева, С. Ю. Медведева и др.

Для выявления особенностей поэтического почерка Е. Е. Пиетиляйнен методом сплошной выборки были выявлены все двусоставные предложения в поэтическом сборнике «Предощущение», проанализированы все способы выражения подлежащего и сказуемого. В результате исследования было выявлено, что в роли подлежащего чаще всего выступает существительное в именительном падеже, имена собственные встречаются эпизодически, нарицательные более частотны. На втором месте по употребляемости оказались личные местоимения: преобладают подлежащие в форме 1 лица, что обусловлено исповедальным характером лирического стихотворения; на следующей ступени было подлежащее, выраженное относительно-вопросительными местоимениями, еще менее употребляемыми оказались определительные местоимения. Эпизодически встречаются указательные и отрицательные местоимения, а также субстантивированные слова.

Из трех типов сказуемого в поэтической речи Е. Е. Пиетиляйнен преобладает простое глагольное, вторую позицию занимает составное именное сказуемое, именная часть которого чаще всего выражена кратким причастием, кратким прилагательным или существительным в именительном падеже. Реже всего мы встретили составное глагольное сказуемое.

Тематика стихотворений Е. Е. Пиетиляйнен достаточно разнообразна. Художественный потенциал грамматических категорий подлежащих и сказуемых, на наш взгляд, наиболее полно проявился в стихотворениях, посвященных родине и любви.

В стихотворении «Русь» благодаря имени собственному происходит укрупнение образа. Глаголы- сказуемые определяют развитие лирического сюжета, при этом ведущую роль выполняет грамматическая категория времени, что ярко выражено в смене временных пластов (моют, убаюкивала, упаду). Существительное в именительном падеже может носить определенную символику, которая связана с отражением настроения в целом контексте. Перфектное значение некоторых глагольных форм - носила, убаюкивала, обливала, укрепляла, кормила - указывает на действия, произведенные в прошлом, которые дают результат в настоящем. Благодаря особому синтаксическому оформлению - параллелизм синтаксических 9 конструкций усиливается значимость некоторых понятий в контексте. Семантика сказуемых очень ярко прорисовывает те образы, которые хочет передать нам автор стихотворения.

Личные местоимения в форме первого лица в роли подлежащего подчеркивают исповедальность характера лирического стихотворения «Я тебя не искала - ты встретился сам.» и усиливают ощущение присутствия лирической героини. Глаголы-сказуемые несовершенного вида не искала, не ждала, не держу определяют незавершенность действий, их протяженность во времени и выполняют описательную функцию. Синтаксический параллелизм главных членов укрупняет характерологические черты лирической героини. Глаголы-сказуемые совершенного вида вздохнут и зальется вносят динамику в художественное повествование. Художественное пространство в тексте строится на семантике предикатов.

Проведенное нами исследование поэтического материала свидетельствует о разнообразии в нем грамматических способов выражения субъекта и предиката. В условиях художественного контекста эстетические функции подлежащего и сказуемого в поэтической речи Е. Пиетиляйнен очень разнообразны, что, безусловно, является яркой чертой идиостиля нашей карельской поэтессы.

Е. Е. Чугриева

Структурные особенности и художественные функции двусоставных предложений в поэтической речи Е. Е. Пиетиляйнен

Опубликовано 09.01.2020 15:40 | Просмотров: 658 | Блог » RSS