09.11.2019 18:09

Стигматизация в школьном подростковом возрасте как важный фактор девиации

Стигматизация в школьном подростковом возрасте как важный фактор девиации

Проблема девиантного поведения подростков затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство и острый научно-практический интерес широкого круга специалистов, особенно в определении полноты факторов, порождающих девиациию. Теория стигматизации призвана служить оказанию реальной помощи в решении этой проблемы, хотя пока остается вне зоны внимания педагогов - практиков и изучена недостаточно.

Стигматизация ежедневно и ежечасно оказывает влияние на становление и развитие личности ребенка. В школьной среде процесс стигматизации осуществляется как по горизонтали, самим детским сообществом, так и по вертикали - воспитателями, учителями, родителями и другими значимыми взрослыми. Основой является восприятие ученика, его оценка как носителя социальных качеств, жестко связанных с определенной схемой поведения, с успеваемостью, особенностями внешности, социальным положением семьи, принадлежностью к этносу, спецификой поведенческих реакций.

В ходе проведенного исследования влияния феномена стигматизации на поведение подростков подтвердилось, что: стигматизации подвергаются чаще мальчики, чем девочки; стигма зависит от ценностей, принятых в группе подростков и определения даваемого учителем «хороший ученик - плохой ученик». Все стигматизированные подростки являются аутсайдерами в классах, а психологическое тестирование показало высокую степень агрессии разных видов. Нередко стигматизация поневоле становится определяющим толчком к противоправным действиям и преступной деятельности, отвергнутого ранее индивида.

Если «стигматизированные» не получают необходимой социально-психологической поддержки, они часто вступают в конфликт с общепринятыми правилами и становятся девиантами. Отличительной особенностью данной помощи является ее активный, организующий и позитивный характер. Особое внимание в работе по профилактике стигматизации подростков стоит уделять психогигиене педагогического процесса. Важную роль здесь играет правильное отношение педагогов к подростку, построенное с учетом особенностей психологии юношеского возраста.

Стигматизация в том виде, как она проявляется в сфере образования, заслуживает дальнейших исследований представителями педагогической науки и социологии образования.

А. А. Прокофьева

Стигматизация в школьном подростковом возрасте как важный фактор девиации

Опубликовано 09.11.2019 18:09 | Просмотров: 388 | Блог » RSS