10.08.2020 11:39

Сравнительный анализ образов главных героев в романах Дж. Д. Сэлинджера «над пропастью во ржи» И С. Чбоски «Хорошо быть тихоней». Часть 1

Сравнительный анализ образов главных героев в романах Дж. Д. Сэлинджера «над пропастью во ржи» И С. Чбоски «Хорошо быть тихоней». Часть 1

Анализируются образы главных героев в романах Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и С. Чбоски «Хорошо быть тихоней», их сходства и различия.
Ключевые слова: Стивен Чбоски, Дж. Д. Сэлинджер, художественный образ.
Стивен Чбоски (Stephen Chbosky, 1970) - современный американский писатель, режиссер, продюсер и сценарист. Его единственный роман - «Хорошо быть тихоней» - вышел в свет в 1999 году, он мало изучен, несмотря на невероятную популярность как на родине писателя, так и по всему миру. Критических работ на русском языке пока крайне мало, мы же предлагаем остановиться на анализе образа главного героя романа.

В своей работе мы опирались на следующее понятие художественного образа: «Художественный образ - категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей» [2, с. 144].

На наш взгляд главный герой в романе Чбоски является интерпретацией образа Холдена Колфилда в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», который волнует умы читателей уже многие годы, однако сейчас популярность культового романа идёт на спад и всё меньшее количество читателей обращается к нему. В своём романе Сэлинджер поднял вечную проблему взросления и становления личности. Чбоски же продолжил его дело, в его романе Колфилд приобрёл вторую жизнь.

Колфилд - неоднозначный образ, потому учёные трактуют образ по-разному: одни называют его бунтарём и беглецом, другие - жертвой и потребителем. Однако все эти трактовки являются однобокими, сложность образа требует иного подхода, Холден Колфилд сложнее представленных учёными версий.

Несмотря на то, что литературным прототипом образа Чарли является образ Холдена Колфилда, Чарли не является его полной копией.

Подросток, которого в своём произведении изобразил Чбоски, - это, прежде всего, совершенно обычный мальчик, тихий и спокойный. Он не максималист, что понятно с первых страниц книги, это обусловлено тем, что, будучи интровертом по натуре, Чарли много размышляет о даже самых незначительных мелочах, однако, несмотря на постоянное погружение в мир собственных мыслей, на страницах писем, которые он пишет анонимно, маль¬чик способен выражать свои идеи очень лаконично. В завязке Чарли предстаёт перед нами подростком, который глубоко переживает внутренний кризис, и по мере развития сюжета он преодолевает его. Автора писем в романе нельзя назвать бунтарём - его задача не бороться с обществом и его идеями. Чарли - это искатель, который пытается найти своё место в жизни и обществе, он не отвергает окружающих и среду, в которой он живёт, он, наоборот, пытается к ней приобщиться, не потеряв, в то же время, своей неповторимой индивидуальности. Герой Чбоски точно знает, чего хочет добиться в жизни, он старается получать хорошие оценки в школе, много времени проводит за книгами, которые тоже, в какой-то мере, воспитывают его, но мир вокруг не ограничивается одной только сферой человеческой жизни. Школьный учитель Билл, сыгравший огромную роль в становлении личности героя, советует своему ученику «погружаться в жизнь», так как он считает, что Чарли прячется от неё в своих мыслях. Герой перестаёт быть «вьюнком», наблюдающим за жизнью сада со своей стены, он становится её активным участником, но он не бросается в эту «жизнь» с головой, а пытается «быть фильтром», что значит, по его мнению, «примерять каждое событие, идею, мысль к своей жизни».

Итак, мир, в котором живёт Чарли, не позволяет ему быть точной копией Холдена Колфилда. Жизнь развивается стремительно, потому герой не может быть статичным, иначе он просто выпадет из стремительно несущегося потока событий. Если Холден - герой своего, послевоенного времени, то Чарли - герой времени нашего. Чарли, несмотря на свои сходства с героем Сэлинджера, является совершенно новым образом современного подростка, который не старается бороться с системой, не пытается отвергать её, а, напротив, старается приспособиться к ней, стать её частью. Это главное, что отличает его от главного героя «Над пропастью во ржи». Холден статичен, он не желает двигаться вперёд, развиваться, он отрицает мир взрослых и мир своих сверстников, которые подстраиваются под этот самый мир, окружающее общество кажется Колфилду лживым и регрессирующим, он отрицает искусство, порядки, идеи, моду - всё. Чарли же не может быть статичным. Он хочет двигаться вперед, стать частью той жизни, что бурным потоком текла мимо него. Он всегда был в стороне, наблюдая за ходом событий, но жизнь развивается стремительно, и ему нужно либо развиваться вместе с ней, либо он выпадет и будет раздавлен.

Л. Р. Семенова
Продолжение следует

Сравнительный анализ образов главных героев в романах Дж. Д. Сэлинджера «над пропастью во ржи» И С. Чбоски «Хорошо быть тихоней». Часть 1

Опубликовано 10.08.2020 11:39 | Просмотров: 229 | Блог » RSS


Рекомендуем: