26.03.2019 23:13

Состоится ли колонизация Марса?

В последнее время в средствах массовой информации периодически сообщают о том, что разные страны планируют в ближайшие десятилетия начать колонизацию планеты Марс. Эта тема показалась мне интересной.

Марс относится к планетам земной группы. Он почти вдвое меньше нашей планеты, что определяет значительно меньшее, по сравнению с земным, ускорение свободного падения. Углы наклона осей к плоскостям орбиты у Земли, и у Марса примерно одинаковы. Отсюда следует, что на Марсе тоже происходит смена времен года.

В атмосфере Марса в основном содержится углекислый газ. Атмосферное давление у поверхности планеты почти в 150 раз меньше, чем у поверхности Земли. При таком давлении жидкая вода мгновенно выкипает при довольно низких температурах. Климат Марса значительно холоднее и суше земного.

Поверхность Марса изобилует кратерами. Их особенно много в южном полушарии. Темные области, занимающие большую часть поверхности, получили название морей, светлые - материков. Диаметры некоторых морей превышают 2000 км. Как утверждает Википедия: «Рельеф Марса обладает многими уникальными чертами. Марсианский потухший вулкан гора Олимп – самая высокая известная гора на планетах Солнечной системы (самая высокая известная гора в Солнечной системе на астероиде Веста), а долины Маринер – самый крупный каньон на планетах (самый большой каньон в солнечной системе обнаружен на спутнике Плутона – Хароне). Помимо этого, в июне 2008 года три статьи, опубликованные в журнале «Nature», представили доказательства существования в северном полушарии Марса самого крупного известного ударного кратера в Солнечной системе. Его длина – 10,6 тыс. км, а ширина – 8,5 тыс. км, что примерно в четыре раза больше, чем крупнейший ударный кратер, до того также обнаруженный на Марсе, вблизи его южного полюса».

Миллионы лет назад на Марсе происходили мощные вулканические извержения, о чем свидетельствуют остатки лавовых потоков. Красноватый цвет поверхности Марса объясняется тем, что грунт этой планеты содержит много глин, богатых железом. Периодически на поверхности Марса возникают пылевые бури, которые могут длиться месяцами. Разреженность марсианской атмосферы и практическое отсутствие магнитосферы являются причиной того, что уровень ионизирующей радиации на поверхности Марса существенно выше, чем на поверхности Земли.

В настоящее время строятся планы отправки на Марс различных пилотируемых миссий. Попробуем оценить их перпективы.

Во-первых, большинство отправленных к Марсу космических аппаратов свою миссию не выполнили. Те же, что долетели до соседней планеты, смогли исследовать недостаточную часть поверхности Марса. Так, например, марсоход Curiosity, стоимость которого 2,5 млн. долларов, за 4 года прошел всего лишь 10 км. Совсем недавно на Марсе разбился модуль, отправленный туда европейским космическим агенством.

Во-вторых, мы ничего не знаем о том, как марсианские условия будут влиять на крупные технические объекты: от спускаемой капсулы с людьми до исследовательской базы. Там ведь практически нет магнитного поля, атмосфера разрежена, ее давление очень невелико, наблюдается большой перепад температур.

В-третьих, марсианские условия для нахождения на этой планете людей очень неблагоприятны по тем же причинам.

1. Физика космоса. Малая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986 г.
2. Материалы Интернета

Павлюк С. А.

Состоится ли колонизация Марса?

Опубликовано 26.03.2019 23:13 | Просмотров: 584 | Блог » RSS