04.09.2019 21:17

Сенсорное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности

Сенсорное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности

Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, для многих видов труда.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие – первая ступень познания мира, на его основе строятся память, мышление, воображение. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Высокое практическое значение имеет проблема сенсорного развития детей раннего возраста. Эффективным средством сенсорного восприятия таких детей является игровая деятельность.

Ф. Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разработал методические указания к их проведению. Он детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его названию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага) [4]. Но основным, с точки зрения Л. А. Венгера [2], является поворот в сторону обучения детей способам обследования предметов, основанным на формировании и функционировании перцептивных действий.

Сенсорное воспитание в детских садах осуществлялось первоначально главным образом по системе М. Монтессори. Ю. И. Фаусек [3] была основным проводником ее идей. Деятельность не сводилась к простому воспроизведению содержания и методов сенсорного воспитания, предложенных Монтессори. Ю. И. Фаусек внесла в систему много оригинального и, главное, существенно изменила роль педагогического руководства, дополнив самостоятельную работу детей с дидактическим материалом элементами прямого обучения, осуществляемого педагогом.

Однако уже в 1920-е гг. система Монтессори подверглась резкой критике [4] и предпринимались попытки замены ее упражнений методами сенсорного воспитания, основанными на других принципах.

Наиболее систематически вопросы сенсорного воспитания разрабатывались Е. И. Тихеевой [5], которая, еще до революции побывав в Риме, высказала отрицательное отношение к теории и практике монтессорианских «домов ребенка» [2].

В качестве серьезной попытки пересмотра некоторых теоретических и практических вопросов сенсорного воспитания можно отметить работу Б. И. Хачапуридзе [5]. Он создал систему дидактических материалов и игр, которая, по мысли автора, должна решить задачи умственного воспитания дошкольника в целом, в том числе и задачи сенсорного воспитания.

Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание.

В начале раннего возраста манипуляции ребенка с предметами приобретают специфический характер.

Усвоение общественно выработанных способов использования предметов происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого. При осуществлении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия и смысл действия, и лишь затем на этой основе – его операционально-техническая сторона.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Игра используется как форма жизни детей.

Маленький ребенок сталкивается не только с предметами-орудиями. С первых месяцев жизни его окружают специально предназначенные предметы – детские игрушки. Если действия с предметами-орудиями (ложкой, чашкой, лопаткой и т. д.) требуют совершенно определенных и жестко фиксированных способов действия, то с игрушками ребенок может делать все, что хочет. Здесь совершенно не требуется устойчивых и однозначных операций, напротив, действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка. Различие между этими двумя видами предметных действий заключается еще и в том, что предметно-практическая деятельность всегда направлена на какой-то результат и им же регулируется, а действия с игрушками не предполагают такого результата и осуществляются просто так, без какой-либо определенной цели [7].

Богатые возможности для сенсорного развития имеют игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары и др. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарными знаниями и умениями осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку [1].

В качестве задач сенсорного развития детей 2-3 лет можно выделить следующие:
— расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
— развивать у детей интерес к растениям и животным, воспитывать заботливое отношение к ним;
— закреплять преставления детей о некоторых овощах и фруктах, упражнять в узнавании их в натуральном виде и на картинках.
— научить различать и называть игрушки, мебель одежду, посуду, фрукты, овощи, некоторые их свойства, учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов.

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Затем детям предлагается повторить обследование предмета, точно производя показанное действие, назвать действие и то качество, которое выделено в результате.

На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделение его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями.

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах.

Цель четвертого этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности.

Литература
1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
3. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. М.: ЛОГОС, 1997. 286 с.
4. История педагогики / под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2000. 416 с.
6. Логинова Л. А. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1988.
7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста / под ред. Г. Н. Годиной. М.: Просвещение, 1987.

Г. А. Миронова

Сенсорное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности

Опубликовано 04.09.2019 21:17 | Просмотров: 602 | Блог » RSS