05.09.2019 14:35

Роль взрослого в развитии дошкольника

Роль взрослого в развитии дошкольника

Характер взаимодействия педагога с ребенком определяется выбором стратегии образовательной работы, т. е. ролью взрослого в детском развитии. Можно выделить три подхода к определению такой стратегии. В рамках одного из них предполагается, что обучение должно приспосабливаться к развитию. Существует целый ряд психологических и психолого-педагогических направлений, которые строятся на основе этого подхода. Ярким его представителем был Ж. Пиаже, который считал, что ребенок должен самостоятельно осваивать способы взаимодействия с объектами. Таким образом, Пиаже рекомендовал следовать за логикой выработки самим ребенком способов интеграции с миром, т. е. контролировать ход развития и предоставлять дошкольнику возможность взаимодействовать со средой.

В соответствии со вторым подходом, называемым акселерацией развития, взрослый должен обучить ребенка таким способам взаимодействия с объектами, которые выходят за рамки возможностей воспитанника. В этом случае дети осваивают нехарактерные для их возраста виды действий и знаний, что часто приводит к механическому заучиванию информации.

Согласно третьему подходу, специфика развития дошкольника связана с присвоением элементов человеческой культуры, а значит, решающим в развитии ребенка оказывается обучение. Л. С. Выготский считал, что формирование ребенка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развитии, создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое дает возможность сотрудничества ребенка и взрослого. А. В. Запорожец, развивая идеи Л. С. Выготского, ввел понятие «амплификация развития», суть которого заключается в том, чтобы максимально расширить зону ближайшего развития ребенка, т. е. насытить процесс образования различными видами детской деятельности. Д. Б. Эльконин говорил о том, что по мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счет особого периода в развитии человека, который получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период. Проживая его, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволят ему освоить мир взрослых.

Таким образом, особенность образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что, попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать ее максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Кроме того, необходимо выработать некоторые общие стратегии взаимодействия с ним. Одна из них состоит в максимально возможной поддержке детской инициативы со стороны взрослых.

Е. В. Ершова

Роль взрослого в развитии дошкольника

Опубликовано 05.09.2019 14:35 | Просмотров: 513 | Блог » RSS