29.11.2019 21:28

Роль медиакритики в современном информационном пространстве

Роль медиакритики в современном информационном пространстве

Роль медиакритики еще не полностью изучена, что отмечают такие исследователи, как С. Г. Корконосенко, В. В. Прозоров. Функции медиакритики мы рассматривали на примерах «Литературной газеты», журнала «Журналист» и «Комсомольской правды в Карелии» за два месяца.

Медиакритика анализирует материалы массовой информации со всевозможных сторон и по разным критериям, пытаясь таким образом влиять и на авторов материалов, и на аудиторию. В зависимости от того, кто является автором материала, и содержания А. П. Короченский выделяет разные виды медиакритики: академическую, профессиональную и массовую.

Академическая медиакритика, чаще всего, представлена исследователями журналистики. Здесь могут быть обозначены не только проблемы, но и пути их решения, способы совершенствования. Критику такого вида можно встретить в специализированных журналах, научной, профессиональной литературе. Профессиональную критику А. П. Короченский также называет внутрикорпоративной или цеховой. Авторами такой критики являются журналисты. А массовую медиакритику представляет широкая аудитория читателей и зрителей.

В материале «Поучая и убаюкивая», опубликованном в четвертом номере журнала «Журналист» за 2014 г. доктор филологических наук, профессор А. С. Вартанов обращает наше внимание на телепрограмму «Правила жизни» канала «Культура». Текст представляет собой академическую медиакритику. Данный материал выполняет ведущую функцию медиакритики - регулятивную. Но здесь есть и познавательная функция.

В «Литературной газете» критика телепередач представлена в рубрике «ТелевЕдение». В статье «Признание в рифму» О. Моторина выступает как журналист, следовательно, эту критику можно отнести к профессиональной. В материале мы видим рекламную функцию медиакритики.

На примере массовой медиакритики в газете «Комсомольская правда в Карелии» мы также рассмотрели регулятивную функцию. В публикациях «В выходные пьяным за руль лучше не садиться» и «Сотрудника "Комсомольской правды" облили грязью» эта функция ярко выражена. Редакция газеты отзывается на критику, значит, дорожит своим читателем, готова взаимодействовать с ним, искать компромиссы. Такое живое общение положительно влияет на успех издания и заинтересованность аудитории.

Рассмотрение представленных критических материалов показывает, что основополагающая функция медиакритики - регулятивная. Именно она больше всего влияет на объект критики. Регулятивная функция, в зависимости от видов медиакритики, имеет разные уровни. Академическая критика и профессиональная заключают в себе наиболее глубокий анализ медиапродуктов, который требует тщательной работы и направлен на кардинальные изменения. А массовая критика более мобильна и способна менять что-то не только систематически, но и сиюминутно, что является ее несомненным плюсом. С другой стороны, чаще всего, массовая критика наиболее разнообразная, не имеет четкой структуры, из-за чего относиться к ней могут не так серьезно, как к другим видам критики. Помимо регулятивной функции, критика выполняет и познавательную (просветительскую), рекламную функции. Таким образом, критические отклики могут положительно или негативно влиять на популярность того или иного СМИ.

Е. С. Чижова

Роль медиакритики в современном информационном пространстве

Опубликовано 29.11.2019 21:28 | Просмотров: 815 | Блог » RSS