03.01.2021 10:36

Развитие умений критического мышления посредством образовательной технологии – «дебаты». Часть 2

Развитие умений критического мышления посредством образовательной технологии – «дебаты». Часть 2

Итак, если учесть и предупредить вышеуказанные трудности на подготовительном этапе, образовательная технология “дебаты” позволит учителю иностранного языка эффективно совершенствовать умения критического мышления у учащихся и достичь всех поставленных целей. Следует также отметить, что в ходе проведения исследования был сделан вывод, что данная технология является полифункциональной, тем самым позволяя учителю достигать различных предметных, метапредметных и личностных результатов. Однако целью нашего исследования было доказательство того, что технология обладает высоким потенциалом в развитии умений критического мышления учащихся средней ступени. Достоверность данного утверждения не вызывает сомнений, так как благодаря исследуемой технологии учащиеся смогли:
■ расширить представления о мире, себе и других людях. Проводя самостоятельное
исследование, учащиеся расширили фоновые знания об окружающем мире и ознакомились с различными культурными ценностями. Более того, учащимся удалось раскрыть свои способности, о существовании которых им было неизвестно до участия в дебатах.
■ научиться характеризовать информацию как истину или ложь. Учащиеся признались, что
поиск достоверной и проверенной информации показался им самой трудоемкой частью подготовки к дебатам, так как до этого им не приходилось работать с большими объемами информации и устанавливать истинность или ложность информации.
■ развить умение аргументировать свою позицию. Учащимся удалось не только объяснить свою
точку зрения, но и убедить наблюдателей в ее истинности, используя статистические данные, цитаты и примеры из жизни.
■ проявить толерантное отношение к позиции противника, к его праву высказать свое мнение.
Толерантность позволяет учащимся избежать излишнего волнения во время выступления, так как каждый участник на личном опыте знаком с теми препятствиями и трудностями, с которыми приходится бороться во время подготовки к дебатам.
■ научиться принимать решения и нести за них ответственность. Более того, участвуя в дебатах,
учащиеся учатся принимать не только самостоятельные решения, но и командные решения, вследствие чего улучшается психологический климат в классе и совершенствуется умение работать в коллективе.
■ проявить стремление к самосовершенствованию. В связи с тем, что исследуемая технология
положительно влияет на мотивацию учащихся, они проявили интерес к самосовершенствованию во время подготовки к дебатам и после их проведения. Учащиеся стремились чаще устанавливать зрительный контакт с аудиторией и задействовать интонацию для повышения убедительности и выразительности своей речи во время последующих выступлений.
■ усовершенствовать рефлексивные умения. Работа с образовательной технологией “дебаты”
обязательно должна завершаться рефлексией учащихся, что позволяет учащимся наметить пути саморазвития на будущее через поиск ответов на вопрос “Что удалось/не удалось?”.

Таким образом, образовательная технология «дебаты» позволяет развивать основные умения критического мышления. Кроме того, исследуемая технология позволяет разнообразить учебные будни учащихся и компенсировать недостатки используемых УМК. Согласно результатам анкетирования, проведенного нами в контрольной группе, 90% учащихся согласны принять участие в дебатах еще раз, так как они впервые столкнулись с такой необычной формой проведения уроков и получили положительный опыт, определив пути самосовершенствования и поверив в свои собственные силы.

Список литературы
1. Борзова, Е.В.Иноязычное личностно ориентированное образование в старших классах средней школы: монография / Е.В. Борзова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования “Карельский государственный педагогический университет”. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2009. - 170 с.
2. Гусева, С.Г. Дебаты: за и против: учебное пособие для студентов старшей и высшей школы, изучающих английский язык / С.Г. Гусева, С.А. Филон; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. - 58 с.

Аннотация: в статье рассматриваются потенциал использования образовательной технологии “дебаты” на уроке иностранного языка с целью развития умений критического мышления у учащихся средней ступени обучения и результаты применения данной технологии на практике.
Ключевые слова: критическое мышление, образовательная технология, дебаты, средняя ступень.

Д. А. Палатова

Развитие умений критического мышления посредством образовательной технологии – «дебаты». Часть 2

Опубликовано 03.01.2021 10:36 | Просмотров: 786 | Блог » RSS