03.01.2021 10:38

Развитие умений критического мышления посредством образовательной технологии – «дебаты». Часть 1

Развитие умений критического мышления посредством образовательной технологии – «дебаты». Часть 1

В современной российской школе учителя иностранных языков испытывают трудности в развитии умений критического мышления у учащихся на средней ступени обучения. Это связано с тем, что новые УМК, отвечающие всем требованиям нового образовательного стандарта, разрабатываются очень медленно, в то время как устаревшие УМК направлены на достижение предметных и метапредметных результатов. Кроме того, количество информации, усваиваемой учениками на уроке иностранного языка, постепенно возрастает, что мешает учителю отойти от учебного плана. Вышеуказанные препятствия подтолкнули методистов к разработке новых образовательных технологий, которые позволят учителю восполнить недостатки УМК и оказать положительное влияние на личностное развитие учащихся. Образовательная технология “дебаты” является одним из результатов долгих и тщательных поисков решения проблемы.

Критическое мышление является одной из самых важных составляющих личности выпускника школы в век развития информационных технологий и в рамках демократического общества. Актуальность проблемы развития критического мышления в российской школе возросла после того, как методисты выявили широкий спектр возможностей, который критическое мышление может открыть для учащихся. В частности, критическое мышление позволяет учащимся участвовать в процессах саморазвития и самореализации, решать конфликтные ситуации и аргументировать свою точку зрения, принимать решение без опоры на стереотипы, общественное мнение и СМИ [1; c.51]. Существует множество способов развития критического мышления, и образовательная технология “дебаты” является одним из путей достижения поставленной цели. Исследуемая образовательная технология является прямым отражением политических дебатов, поэтому толкование понятия не вызывает трудностей у учащихся, живущих в демократическом обществе. В общем смысле дебаты можно определить как “отор, в котором спорящие стороны имеют своей целью убедить третью сторону” [2; с. 4].

Для выявления эффективности данной образовательной технологии с точки зрения развития критического мышления мы организовали и провели дебаты в 9 классе с углубленным изучением английского языка МОУ “Гимназия №30 имени Музалёва Д.Н.” по теме “Weaponsshouldbebanned” в рамках завершающего этапа изучения раздела “PagesofHistory: LinkingPastandPresent”. Следует отметить, что на данный момент исследования проблемы критического мышления методы определения уровня развитости критического мышления не разработаны, поэтому результаты нашего исследования основаны на таких методах как наблюдение, анкетирование и личная беседа.

Перед использованием любой образовательной технологии необходимо ознакомиться с трудностями, которые могут возникнуть при ее практическом применении, и благодаря анкетированию участников дебатов, личным беседам с учителем и учениками и наблюдению были выявлены следующие трудности:
■ большие затраты времени на подготовительном этапе. Первый этап дебатов является самым трудоемким и требует большого количества времени, потому как подготовка выходит за рамки урока иностранного языка, включая в себя помощь учащимся на переменах, репетиции после уроков и ежедневное общение с учащимися посредством ИКТ. Именно поэтому дебаты не следует проводить в то время учебного года, которое требует от учащихся тщательной подготовки к зачетам или экзаменам.
■ новые лексические единицы и их произношение. В случае, если учащиеся тщательно проработали лексический материал по теме дебатов, при подготовке им встретится множество незнакомых слов. Поскольку большинство учащихся не умеют работать с транскрипцией, необходимы индивидуальные репетиции, направленные на исправление фонетических ошибок и постановки правильной информацией. Если количество новых лексических единиц может помещать пониманию текста остальными участниками дебатов, рекомендуем сделать общий список с новой лексикой из каждой речи.
■ страх перед публичными выступлениями. Несмотря на то, что метод проектов широко используется во всех российских школах, учащимся не удается избавиться от чувства фрустрации перед публичными выступлениями. Проблема заключается в отсутствии ситуации успеха и положительной мотивации при выполнении проектных работ, так как некоторые учащиеся уверены, что их основной задачей является заучивание и воспроизведение текста. В данном случае необходимо чаще привлекать учащихся к спонтанному взаимодействию друг с другом и к другим видам выступлений.
■ выбор способов убеждения публики в своей правоте. Умение аргументировать свою точку зрения с использованием логически верно выстроенной цепочки доказательств является признаком высокого уровня развития критического мышления. Во время проведения дебатов удалось выявить следующую проблему: учащимся сложно отвечать на вопросы, требующие объяснения своей позиции. Во избежание данной проблемы необходимо чаще ставить учащихся в ситуацию выбора между различными точками зрения, и предоставлять им возможность объяснить, что послужило причиной выбора, так как он не должен быть спонтанным.
■ неравномерное разделение обязанностей. Разный уровень заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка может привести к снижению эффективности работы команды. Согласно результатам анкетирования учащихся, в некоторых случаях им приходится отвечать за обязанности того учащегося, который не проявляет интерес к участию в дебатах. Из чего следует, что контроль со стороны учителя и интерес каждого участника служат главными способами решения проблемы.
■ поиск материала. В век информационных технологий многие учащиеся не умеют работать с информацией, копируя готовые тексты и представляя их на уроках. При составлении аргументационной линии недостаточно прочитать и скопировать информацию. На этапе поиска информации необходимо задействовать все умения критического мышления, начиная с постановки предположений и проверки информации на достоверность и заканчивая формированием собственного мнения по обсуждаемой проблеме.

Д. А. Палатова
Продолжение следует

Развитие умений критического мышления посредством образовательной технологии – «дебаты». Часть 1

Опубликовано 03.01.2021 10:38 | Просмотров: 778 | Блог » RSS