11.07.2020 07:39
Проблемы суверенитета в современном мире
Проводится анализ проблем, связанных с пониманием суверенитета государства в современных условиях. Глобализация и интеграция государств в международные сообщества способствуют ограничению суверенитета, из-за чего традиционное определение этого понятия претерпевает существенные изменения.
Ключевые слова: суверенитет, глобализация, интеграция.
Первым ввел в политико-правовой оборот термин «суверенитет» французский философ и юрист Жан Боден (1530-1596). Он впервые сформулировал ставшее классическим понятие суверенитета: «Суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными» [1]. Но при изменении исторических условий понятие суверенитета также менялось. С начала прошлого века классическая теория суверенитета стала подвергаться существенному пересмотру. В силу чего становится архаичным понятие о неделимости и верховенстве государственного суверенитета, так как происходят существенные изменения, как во внутренней жизни стран, так и на мировом уровне, прежде всего, такие процессы как глобализация и интеграция. На изменение понятия суверенитета оказывают влияние несколько факторов:
1) Усиление роли надгосударственных и негосударственных организаций на международной арене. На сегодняшний день появились новые организационные формы, не имевшие ранее места в практике государств и оказывающие сильное влияние на их суверенные права. К ним можно отнести всемирные, функциональные, региональные организации, транснациональные компании, международные медиа-холдинги, военизированные формирования и другие. В связи с этим они обретают реальные ресурсы власти, что уже является не просто экономическим могуществом, а потенциалом, сравнимым с властью суверенного государства [2]. Поэтому некоторые ученые предлагают предоставить транснациональным корпорациям политические полномочия, например, участие в заседаниях «бизнес-двадцатки» с правом решения вопросов на равных. Но корпорации не контролируются верховной властью государства, и возможность обладания властными полномочиями весьма опасна. И получится, что в одном государстве будут две властные единицы, которые возможно будут конкурировать и соперничать. Ведь ТНК, являясь полноправным внешнеэкономическим субъектом, может еще стать и внешнеполитическим, тогда как само государство может вообще потерять свою власть и суверенитет. Также особенно хочется обратить внимание на опасность передачи государства своих полномочий частным военным компаниям. Они не ответственны ни перед каким парламентом, отчитываясь только перед заказчиком, а сама война становится «предприятием» [3]. В связи со всем сказанным, многие ученые разрабатывают концепции «ограничительного, функционального» суверенитета, при котором государство передает часть свои функций, полномочий международным организациям, чьи решения будут носить обязательный характер.
2) Транспарентность государственных границ. Размывание границ является как раз-таки сущностью глобализации. Изначально оно происходило только в экономической сфере, а сейчас и в социальной, и в военной, и в политической, и в других иных. Транспарентность межгосударственных границ "перевернула" прежние представления о безопасности, о конфликтах и их урегулировании, о соотношении внешней и внутренней политики, о дипломатии и о других базовых постулатах классических международных отношений. Она стерла существовавшие ранее довольно жесткие разграничения между внешней и внутренней политикой [4]. Но в связи с этим происходит не только интеграция государств, но и наоборот, внутригосударственные регионы хотят действовать автономно, отдельно, стремясь влиять и на внутренние и на внешнеполитические процессы.
3) Сильное увеличение объемов и интенсивности межнациональных перетоков капиталов, информации, услуг. Отдельным государствам все сложнее контролировать и регулировать внутриполитическую ситуацию в стране, некоторые государства, из-за ситуации на мировом рынке, даже в определенной мере теряют суверенитет над национальной экономикой. Все более неподконтрольными становятся информационные потоки, происходит, так называемая, информационная война. Национальные и международные неправительственные политические, религиозные и иные организации оказывают существенное влияние на мнение в обществе, формируют политическое сознание. Они даже имеют право участвовать в деятельности ООН.
4) Тенденция утраты монополии государства на защиту своего суверенитета. Высказываются мнения о принудительном ограничении суверенитета, выражающееся во вмешательстве с использованием силы в дела другого государства с целью урегулирования его внутренних конфликтов, причем «без согласия государства, чей суверенитет ограничивается, и без санкции международного сообщества в лице ООН» [5]. Но такая трактовка в современном мире очень опасна, поскольку это окончательно «развязывает руки» «сильным» государствам в возможности влияния, в своих интересах, на более «слабые» государства. Любое вмешательство должно быть регламентировано Советом Безопасности ООН, причем каждый случай должен рассматриваться индивидуально. Это не исключает возможности безосновательного вмешательства, но все-таки предоставление таких широких полномочий влечет к усугублению мирового порядка.
Но, несмотря на все нападки на суверенитет, он все еще остается основой конституционного строя большинства государств. Хотя в современном мире реальность такова, что государство все больше вопросов, которые раньше были в его личном ведении, должно решать совместно с международным сообществом. Государства вынуждены ради международного равновесия отдавать часть своих полномочий международным организациям, уступать им свои суверенные права. Но это не минуемо на современном этапе, и это, наверно, единственный возможный способ сохранить свой суверенитет, который на протяжении веков был качественной характеристикой любого государства.
Список использованной литературы
1. Пастухова Н. Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее // Государство и право. 2009. № 11.
2. Симонишвили Л. Р. Проблемы понимания «суверенитета государства» в современных условиях // Международное публичное и частное право. М., 2014. № 1.
3. Пфенниг В. Проблемы и перспективы глобализации // Дипломатический ежегодник. 2004. М., 2005.
4. Лебедева М. М. Вестфальская модель мира и особенности конфликтов на рубеже XXI века. М., 1999.
5. Кузнецова Е. С. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. М., 2004. № 7-8.
Шнурина Ю. Р.
Опубликовано 11.07.2020 07:39 | Просмотров: 2102 | Блог » RSS |