10.09.2020 16:40

Проблемы развития информационной компетентности школьников во внеурочной деятельности на занятиях в кружке компьютерной анимации

Проблемы развития информационной компетентности школьников во внеурочной деятельности на занятиях в кружке компьютерной анимации

Рассмотрим понятие ИКТ-компетентности и влияние занятий компьютерной анимации на ее развитие. В исследование, ставятся актуальные в этой сфере проблемы и способ разрешения одной из них.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, компьютерная анимация, факультатив, внеурочная деятельность.
За последние десятилетия компьютер стал не только помощником, но незаменимым инструментом практически в любой области человеческой деятельности. Компьютер позволяет в считанные доли секунды точно и красиво выполнить операции, требовавшие от человека многих часов напряженной и кропотливой работы, открывает новые перспективы для творчества, дает возможность объять то, что прежде считалось необъятным. Развитие глобальных компьютерных сетей позволяет быстро и качественно обмениваться информацией и добывать нужные сведения.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [1, с. 8].

Информационная компетентность школьника формируется не только средствами предметов школьной программы, но и во внеурочной деятельности. Использовать компьютер как средство саморазвития, средство творческого самовыражения, этому, на наш взгляд, тоже нужно учить. Кружок компьютерной анимации может внести в это дело свой значительный вклад, прежде всего в силу яркости, значимости получаемого ребенком продукта своей деятельности.

Согласно ФГОС ОО формирование ИКТ-компетентности рассматривается и как метапредметный результат обучения, и на предметном уровне. В частности, в качестве предметного результата в области изобразительного искусства выделяется «приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация) - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуника-ционных технологий (далее ИКТ-компетенции)» [4, с. 12]. Существующие междисциплинарные программы формирования ИКТ- компетентности включают в себя следующие разделы: обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание графических объектов, создание музыкальных и звуковых сообщений, создание письменных сообщений. анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений моделирование, проектирование и управление, поиск и организация хранения информации, коммуникация и социальное взаимодействие [3].

Рассмотрим, какие элементы информационной компетентности могут быть сформированы в процессе обучения компьютерной анимации, оценив возможности по четырех-балльной системе - от 0 до 3, где 0 - нет возможности, 3 - высокие возможности (табл.).

Таким образом, видим, что занятия компьютерной анима¬цией может внести значительный вклад в формирование ИКТ- компетентности школьника. Однако на этом пути существует ряд проблем. Опишем их.

Проведённый нами анализ деятельности кружка компьютерной анимации в МОУ Перемиловская СШ, Шуйского муниципального района позволил выявить следующие проблемы.

Возможности занятий компьютерной анимацией для формирования элементов ИКТ-компетентности школьника

Элементы ИКТ-компетентности Возможности компьютерной анимации для формирования
Обращение с устройствами ИКТ 2
Фиксация изображений и звуков 3
Создание графических объектов 3
Создание музыкальных и звуковых сообщений 3
Создание письменных сообщений 1
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании 0
Создание, восприятие и использование гипермедиа-сообщений 2
Моделирование, проектирование и управление 2
Поиск и организация хранения информации 1
Коммуникация и социальное взаимодействие 1

Во-первых, это проблемы с программным обеспечением. На базе школы из доступного бесплатного программного обеспечения присутствует только компонент пакета Microsoft Office - Microsoft Power Point. Также существует ряд других программ и сервисов с безвозмездным правом пользования во «всемирной паутине», такие как: Vectorian Giotto, Pencil2D, GIMP, Coffee Cup, Blender, Synfig, Pivot Stickfigure Animator, Stykz, Dimp Animator, Source Filmmaker. Однако одним большим недостатком всех этих ресурсов является недостаточный спектр возможностей, который ограничивает творческий потенциал детей, посещающих этот кружок. Эти программы похожи более на демонстрационные версии, чем на готовый полноценный продукт. Встаёт вопрос о покупке школой дорогостоящего программного обеспечения. Одновременно с ним возникает и другой вопрос о целесообразности траты значительной части бюджета школы на внеурочную деятельность.

Во-вторых, недостаток методических материалов, непосредственного касающихся методики преподавания компьютерной анимации программными средствами доступными руководителю кружка компьютерной анимации. В общем доступе присутствует ряд указаний и советов в этой области, но главным недостатком этих материалов в том, что они рассчитаны на использование дорогостоящего программного обеспечения.

В-третьих, еще одной не маловажной проблемой можно выделить отсутствие на региональном уровне методических объединений руководителей кружков компьютерной анимации. Из- за отсутствия группы единомышленников нет возможности обменятся опытом, педагогическими подходами к организации учебного процесса, задумками по развитию данного направления, что способствует развитию и росту каждого члена такого методического сообщества.

Нам хотелось бы сосредоточить свое внимание на решение проблемы № 2. А именно, разработать необходимый методический инструментарий, включающий план занятий, рекомендации учителю по проведению занятий, конспекты занятий, инструкции для учащихся и другие методические материалы, которые позволят руководителю кружка обеспечить формирование ИКТ- компетентности школьников с помощью свободно распространяемого программного обеспечения.

Список использованной литературы
1. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / НГТУ. Новосибирск, 2006. 253 с.
2. Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся». URL: https://portal.iv- edu.ru/dep/mouoprivolg/privolgskiyrn_school1/schoollife/documents.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. М.: Просвещение, 2011. 43 с.

Мишуров И. А.

Проблемы развития информационной компетентности школьников во внеурочной деятельности на занятиях в кружке компьютерной анимации

Опубликовано 10.09.2020 16:40 | Просмотров: 517 | Блог » RSS