11.07.2020 07:30

Правовое регулирование миграционных процессов в России

Правовое регулирование миграционных процессов в России

Статья обосновывает значимость миграционных процессов на становление законодательства. Выделены основные этапы правового регулирования процессов миграции. Определены основные проблемы в правовом регулировании. Высказана идея о систематизации миграционного законодательства.
Ключевые слова: миграционное законодательство, Концепция государственной миграционной политики РФ, Миграционный кодекс РФ.

Одним из основных регуляторов общественных отношений в России является право. Среди них первое место занимают законы. К источникам правового регулирования миграционных процессов относят: 1) нормы международного права; 2) законы и подзаконные акты; 3) ведомственные нормативные правовые акты.

Миграционное право, как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере миграции, на территории России сформировалось только в начале 1990-х годов. За эти годы менялся характер, направления, виды миграционных процессов. Вместе с данными изменениями изменялось и направление миграционной политики и, соответственно, миграционное законодательство.

Можно выделить четыре периода законодательного регулирования процессов миграции:
I. 1991 г. - начало 2000-х гг. Принимаются первые законы, регулирующие миграционные отношения (первый из них - Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991), формируются специализированные органы исполнительной власти миграционной контроля - Федеральная миграционная служба. В 2002 г. Функции по осуществлению миграционного контроля были переданы МВД России, однако на сегодняшний день ФМС является самостоятельным органом исполнительно власти.
II. 2002-2005 гг. Реформы в миграционном законодательстве были связаны с изменением характера миграции - перехода от политической к трудовой. В силу утечки молодых ученых кадров Россия взяла курс на использование мигрантов на благо страны. Главными целями миграционной политики объявлялись: обеспечение демографического развития, национальная безопасность, достижение высокого уровня экономического развития и др.
III. 2005-2013 гг. - курс на стимулирование миграционных процессов - введение дополнительных условий для привлечения людей в Россию. Были сокращены и частично отменены препятствия при легализации пребывания мигрантов. Одним из главных направлений миграционной политики данного периода явилось преодоление незаконной миграции.
IV. Современный период. Связан с политическим кризисом на Украине. Был упрощен порядок принятия в российской гражданство лиц, проживающих на территории. Миграционное законодательство получило направление на сближение с нормами международного права, обеспечивающими права и свободы человека. Например, Указ Президента РФ от 25.07.2014 «О внесении изменений в государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» [1] предусматривает компенсацию расходов соотечественников по уплате консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов [4, с. 265-269].

Основы совершенствования законодательства на современном этапе заложены в Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 г. [2]. Данная Концепция превосходит предыдущие программные документы: в ней закреплены цели, дефиниции основных понятий, принципы, задачи, направления международного сотрудничества и т. д. В соответствии с данным документом, законодательство должно содержать соблюдение прав и свобод человека гражданина на передвижение, выбор места жительства и пребывания; регулирование въезда пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; регулирование норм учета и регистрации населения; упорядочение проведения контроля и др.

Однако, в данной Концепции по-прежнему не дано определение понятию «мигрант». В международном праве наиболее полное определение данному понятию дано Международной организацией по миграции на 59-й сессии в 1989 г.: мигрант - это лицо, перемещающееся из одного государства в другое и нуждающееся в международных миграционных услугах, которые предоставляются международными организациями. В Российской Федерации были попытки выработать легальное определение «мигранта». Так, в 2004 году законодательными органами Республики Адыгея и Краснодарского края в Государственную думу был внесен проект Федерального закона «О миграции в Российской федерации», который закреплял, что мигрант - это лицо, совершившее перемещение на новое место жительства [5, с. 108]. Данный проект был отклонен.

В Концепции не отражены основные направления совершенствования миграционного законодательства. Данными направлениями являются: устранение коллизионных норм, пробельности права и т. д.

В 2015 г. были изменены правила въезда на территорию РФ и трудоустройства граждан государств, с которыми у России существует безвизовый режим. Среди главных изменений - замена квот на иностранную рабочую силу на трудовые патенты мигрантов.

В настоящее время среди юристов обсуждается вопрос о систематизации миграционного законодательства путем принятия Миграционного кодекса. Сторонники ведения Миграционного кодекса (депутат Госдумы РФ Журавлев А. А., глава ФМС РФ Ромодановский О. Р. и др.) отмечают необходимость систематизации миграционных законов. Главная цель кодекса - защита интересов народов России, сохранение национально-культурной идентичности, обеспечение экономической безопасности. Миграционный кодекс должен регулировать только отношения внешней миграции: порядок въезда иностранных граждан на территорию Росси, вопросы их пребывания в государстве и натурализации и т. д. Миграционной кодекс должен состоять из двух частей: Общей и Специальной. В Общей части будут обозначены основные понятия и категории. Специальная часть будет содержать перечень миграционных режимов, правила получения виз, особенности регистрации иностранцев в Российской Федерации.

Необходимо ввести следующие миграционные режимы:
1. свободный - неограниченное перемещение по всей территории России;
2. ограниченный - свободной перемещение в пределах федерального округа;
3. усиленный - перемещение в пределах одного субъекта РФ;
1. закрытый (миграционный мораторий) - полный запрет перемещения в случаях чрезвычайного положения, стихийных бедствий и т. д.

Противники введения Миграционного кодекса РФ (Руководитель Института демографии, миграции и регионального развития Крупнов Ю.В. и др.) полагают, что кодифицировать миграционное законодательство еще слишком рано. Необходимо вначале создать адекватную доктрину миграционной политики [3, с. 53].

Считаем, что предпосылками для принятия миграционного кодекса в настоящее время являются:
1. необходимость правового закрепления миграционной политики;
2. усиленное развитие миграционного законодательства;
3. развитие миграционных правоотношений;
4. пробельность и коллизионность миграционного законодательства и др.

Список использованной литературы
1. О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. С. 4288.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения:
13.05.2016).
3. Казарян К. В. Актуальные проблемы кодификации миграционного законодательства в контексте современного государственноправового идеала // Философия права. 2014. № 6 (67).
4. Косарева В. В. Правовое регулирование миграционных процессов в российском законодательстве: историко-теоретический аспект // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3 (41).
5. Плюгина И. В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов. // Трибуна молодого ученого. 2004. № 8. С. 108. С. 107-115.

И. А. Юрин

Правовое регулирование миграционных процессов в России

Опубликовано 11.07.2020 07:30 | Просмотров: 994 | Блог » RSS