29.06.2020 13:37

Правовая природа договора предоставления жилищно-коммунальных услуг

Правовая природа договора предоставления жилищно-коммунальных услуг

Статья посвящена рассмотрению существующих авторских точек зрения на правовую природу договора предоставления жилищнокоммунальных услуг и их анализу.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, коммунальные правоотношения, снабжение коммунальными ресурсами, предоставление коммунальных услуг, договор возмездного оказания услуг.

На данный момент времени существует законодательная позиция, согласно которой на договоры по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) распространяются положения гл. 39 ГК РФ, регулирующей договоры возмездного оказания услуг. Однако данная позиция поддерживается далеко не всеми учеными-цивилистами. И эта критика строится на следующих постулатах.

Прежде всего, необходимо отталкиваться от того, что под коммунальными ресурсами понимают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечениях [3]. То есть законодательно пошел по пути закрепления перечня материальных благ, которые признаются коммунальными ресурсами, однако не решил вопроса относятся они к вещам или нет.

Коммунальные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права комплексные имущественные и организационные правоотношения [5].

Согласно закону ресурсоснабжающая организация на основании заключенного с исполнителем договора купли-продажи продает коммунальные ресурсы исполнителю, а он в свою очередь заключает с потребителем самостоятельный договор на предоставление коммунальных услуг, предметом которого, кроме этих же ресурсов, является также деятельность по обслуживанию сетей, через которые осуществляется их подача, и иного оборудования. Вследствие этого у исполнителя появляется обязанность по бесперебойному предоставлению этих услуг надлежащего качества и в необходимых объемах перед всеми потребителями. Это означает, что деятельность исполнителя строится из двух звеньев: подача непосредственно коммунального ресурса (имущественные правоотношения) и обеспечение этой подачи, поддержание присоединенных сетей в исправном состоянии, позволяющем доставить ресурс до каждого потребителя (организационные отношения). В зависимости от того, какой вид этих отношений ставится уче¬ным на первый план, и обосновывается его позиция.

Действующим законодательством, по мнению В. К. Михайлова, снабжение коммунальными ресурсами граждан подменяется предоставлением данных услуг. При этом снабжение коммунальными услугами это непосредственно их подача (основные правоотношения), а деятельность по содержанию и эксплуатации присоединенной сети, отключение и подключение к присоединенной сети и т. д. образует предоставление (так называемые производные правоотношения). Начало данному заблуждению было положено в 1993 году с принятием Общероссийского классификатора услуг населению (от 28.06.1993 г.), в котором на нормативном уровне фактическая продажа коммунальных ресурсов гражданам была определена как предоставление услуг.

То есть Михайлов указывает на подмену договора купли- продажи договором возмездного оказания услуг и обосновывает это тем, что в соответствии с ГК РФ оказанием услуги считается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779). В качестве объекта гражданских прав услуга выражается в определенном полезном эффекте (результате) от совершения исполнителем определенных действий или определенной деятельности. Отличия предоставления услуг от купли-продажи заключается в нематериальном характере полезного результата услуги. Кроме того, в качестве дополнительного признака услуг принято также рассматривать невозможность ее существования отдельно от исполнителя и его деятельности. И, следовательно, понятие «услуга» вопреки положениям, содержащимся в ЖК РФ, не может охватывать собой снабжение потребителя коммунальными ресурсами. Михайлов указывает, что потребитель, кроме обеспечения подачи, оплачивает и сами ресурсы, что никак не вписывается в категорию услуги. Более того потребителю как результат в первую очередь интересен ресурс, а не деятельность, обеспечивающая его подачу [2].

Развивая эту точку зрения, нельзя обойти вниманием рассмотрение договора предоставления ЖКУ в качестве договора энергоснабжения. Как уже было сказано выше, коммунальные ресурсы – это горячая вода, холодная вода, электрическая и тепловая энергия и т. д. Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Энергия с юридической точки зрения представляет собой количественную меру различных форм движения материи и свойство материи производить полезную работу, выступающее как объект гражданских прав и особый товар, не относящийся ни к вещам, ни к имущественным правам, а представляющий собой промежуточную (между вещами и имущественными правами) объектную категорию (невещественные материальные объекты, функциональные аналоги вещей, разновидность «иного имущества» по классификации ст. 128 ГК РФ), обладающий специфическими свойствами, ограничивающими возможность его использования в гражданском обороте [1].

Хранение энергии даже ограниченное время невозможно, поскольку процессы производства, передачи и потребления энергии неразрывны, иначе говоря, если момент выработки энергии совпадает с моментом ее поставки и потребления, то места хранению между этими процессами нет. Следовательно, энергией нельзя владеть, поскольку момент выработки энергии совпадает с моментом ее поставки и потребления. Без фактического же обладания энергией нет и правомочия владения. Таким образом, нам не представляется возможным осуществление правомочий владения и пользования энергией. Остается правомочие распоряжения энергией, и то лишь в случае, если потребитель заранее знает о возможности ее выработки (субъективный аспект) и, если возможность ее выработки есть вообще (объективный аспект).

Учитывая вышесказанное об энергии, авторы приходят к выводу, что коммунальный ресурс нельзя однозначно отнести к категории вещей, он представляет собой определенную материю, материальное благо, способное удовлетворять потребности граждан. Коммунальные ресурсы, так же, как и любая энергия, поступают потребителю через присоединительные сети. С этой позиции вполне возможно рассматривать договор предоставления ЖКУ в качестве договора энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи [7].

Г. Ф. Ручкина и Я. А. Ключникова считают, что в целях внесения единообразия в систему договоров, опосредующих деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов, необходимо закрепить в ГК РФ и ЖК РФ нормы, регулирующие договор предоставления коммунальных ресурсов в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи, а также его разновидности для регулирования отношений по предоставлению электроэнергии, газа, пара, тепла, горячей и холодной воды, других коммунальных ресурсов для промышленных и бытовых нужд [4].

Таким образом, указанные авторы выделяют имущественные правоотношения в качестве основы.

Иной точки зрения придерживается Л. Х Шагиахметова. Она, анализируя понятие договора купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ), задается вопросом: возникает ли у исполнителя право собственности на поставляемые коммунальные ресурсы.

В отечественной цивилистике стало общепринятым мнение, что о приобретении имущества можно говорить лишь в случаях, когда у приобретателя возникает то или иное имущественное право. Тем не менее, даже если допустить, что понятие приобретение охватывает простое поступление имущества во владение, то исполнитель коммунальных услуг не получает даже его: коммунальный ресурс из сетей РСО (когда передаваемый ресурс еще принадлежит ей) попадает в сети, составляющие часть общего имущества многоквартирного дома, что исключает состояние владения исполнителем.

Следовательно, учитывая этот факт и вышеприведенный анализ относительно сущности понимания категории «услуги», более верным представляется рассмотрение этого процесса именно как услуги [6].

На наш взгляд, прослеживается законодательная позиция, согласно которой организационная составляющая коммунальных правоотношений перевешивает, так как поступление того или иного ресурса напрямую зависит от состояния присоединенных сетей. Законодатель верно определил правовую природу договора по предоставлению коммунальных услуг как договор возмездного оказания услуг. На наш взгляд, исполнитель (в лице УО, ТСЖ и т. д.) в действительности выполняет действия, способствующие получению коммунального ресурса и именно в этом представляет основа данного вида отношений.

Список использованной литературы
1. Лукьянцева И. А. Договор энергоснабжения: теория, законодательство и правоприменительная практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookro=1522816 (дата обращения: 31.05.2016).
2. Михайлов В. К. Предоставление услуг или снабжение ресурсами - вот в чем вопрос // Жилищное право. 2009. № 4. URL: http://w.pc- forums.ru/b9182.html (дата обращения: 08.04.2016).
3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // Собрание законодательства РФ. 30.05.2011. № 22, ст. 3168.
4. Ручкина Г. Ф., Ключникова Я. А. Договоры в сфере жилищнокоммунального хозяйства: правовой аспект // Юрист. 2014. № 1. URL: http://www.center-bereg.ru/a39.html (дата обращения: 08.04.2016).
5. Степанова В. Е. Гражданско-правовое регулирование отношений коммунального обслуживания: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/grazhdansko- pravovoe-regulirovanie-otnoshenii-kommunalnogo-obsluzhivaniya-0 (дата обращения: 08.04.2016).
6. Шагиахметова Л. X Сущность и значение категории «предоставление коммунальных услуг» // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i- znachenie-kategorii-predostavlenie-kommunalnyh-uslug (дата обращения:
08.04.2016).

Е. М. Юсова

Правовая природа договора предоставления жилищно-коммунальных услуг

Опубликовано 29.06.2020 13:37 | Просмотров: 666 | Блог » RSS