17.11.2019 15:38

Православные монастыри на побережье Онежского озера в XIV-XVII вв. в дореволюционной и эмигрантской историографии

Православные монастыри на побережье Онежского озера в XIV-XVII вв. в дореволюционной и эмигрантской историографии

Изучение монастырей побережья Онежского озеро привлекало значительное количество исследователей. Это были путешественники, которые фиксировали увиденное и услышанное в поездках по побережью Онежского озера, краеведы, которые проживали в этом регионе и тщательно его изучали и, наконец, профессиональные историки, профессионально изучавшие северные монастыри в контексте общероссийской истории. Традиция изучения монастырей побережья Онежского озера зародилась в конце XVIII в., продолжалась до 1916 г., но даже в советский период эту традицию развивали историки старой дореволюционной школы, как оставшиеся в Советской России, так и эмигрировавшие из нее.

Среди русских путешественников, занимавшихся изучением монастырей побережья Онежского озера можно выделить Н. Я. Озерецковского, П. И. Челищева и В. Н. Майнова (1845-1888).

В 1785 г. Н. Я. Озерецковский совершил путешествие вдоль побережья Ладожского и Онежского озер. В 1792 г. по итогам этой поездки он издал книгу «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Это было научное сочинение о Карелии, написанное русским ученым на русском языке.

В 1791 г. по северу России путешествовал П. И. Челищев. Собранные им материалы легли в основу книги «Путешествие по северу России в 1791 г.», изданной в 1886 г.

В 1873 г. поездку по Олонецкой губернии совершил писатель, этнограф и фольклорист В. Н. Майнов. В 1877 г. были опубликованы его путевые очерки «Поездка в Обонежье и Корелу».

В путевых очерках этих авторов имеются сведения о Муромском, Палеостровском и Климецком монастырях.

Краеведческое изучение монастырей побережья Онежского озера связано с именами Е. В. Барсова и К. М. Петрова.

Е. В. Барсов в 1862-1870 гг. был преподавателем логики и психологии в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. В годы пребывания в Петрозаводске он увлекся краеведением и подготовил несколько работ о монастырях Олонецкого края:
- Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями (1867 г.);
- Преподобные обонежские пустынножители (1867 г.);
- Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае (1868 г.);
- Олонецкий монастырь Клименцы (1871 г.).

К. М. Петров был педагогом, краеведом, фольклористом, этнографом и библиографом Олонецкой губернии. Монастырям Олонецкого края посвящены его работы «Муромский монастырь на Онежском озере» (1877 г.) и «Монастыри Олонецкой губернии» (1871 г.).

Среди российских историков, изучавших монастыри Русского Севера можно выделить В. О. Ключевского и И. А. Яхонтова. В.О.Ключевский написал статью «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867 г.) и исследование «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871 г., переиздано в 1988 г.).

Его последователем был И. А. Яхонтов, автор работы «Жития святых северорусских подвижников Поморского края, как исторический источник» (1888 г.).

Изучение истории монастырей побережья Онежского озера продолжалось и после 1917 г. как российскими историками, так и русскими историками-эмигрантами.

Известный историк С. Ф. Платонов затронул эту тему в брошюре «Прошлое Русского Севера (1-е изд.: ПТг., 1922; 2-е изд.: Берлин, 1922).

Известный русский философ-эмигрант Г. П. Федотов в своей книге «Святые Древней Руси» (1-е изд.: Париж, 1931; 2-е изд.: М., 1990) посвятил северорусским святым - основателям монастырей главу «Северная Фиваида».

Исследование монастырской истории Карелии, в частности, побережья Онежского озера, всегда интересовало ученых, краеведов, историков и путешественников. Ими было написано большое количество работ, которые не потеряли своей ценности и в наше время.

А. В. Митькин

Православные монастыри на побережье Онежского озера в XIV-XVII вв. в дореволюционной и эмигрантской историографии

Опубликовано 17.11.2019 15:38 | Просмотров: 378 | Блог » RSS