21.03.2021 13:58

Познавательные универсальные учебные действия и личный опыт обучающихся основной школы. Ч.2

Познавательные универсальные учебные действия и личный опыт обучающихся основной школы. Ч.2

Предлагаемые задачи были направлены на развитие у обучающихся познавательных умений: проводить описание объектов различных видов; выявлять физические свойства процессов и сравнивать объекты по их свойствам; выявлять целое и его части, находить связи и взаимодействия; обрабатывать, анализировать исходную информацию; обосновывать суждения о причинно-следственных связях; относить единичные объекты к определенному виду, роду; выделять существенные признаки объектов; объяснять явления и обосновывать гипотезы.

Для оценки познавательного универсального учебного действия (познавательных умений) мы использовали уровневую шкалу, например, из трех уровней: высокий, средний, низкий.

Будем считать, что на высоком уровне ученик легко выделяет и формулирует цели, находит необходимую информацию, умеет применять методы информационного поиска, структурирует знания, осознанно строит речевые высказывания в письменной речи, выбирает наиболее эффективные способы решения задач, анализирует объекты с целью выделения признаков, строит логические цепи рассуждений, умеет доказывать и аргументировать.

На среднем уровне ученик нечетко формулирует цели, выделяет нужную информацию, знает некоторые методы поиска информации, структурирует знания с некоторыми ошибками, умеет решать поставленные задачи, анализирует объекты, частично умеет доказывать и аргументировать.

На низком уровне ученик не умеет формировать цели, выделяет нужную информацию, но не всегда верно это делает, не умеет структурировать знания, строит логические рассуждения ошибочно, анализирует объекты, умеет доказывать и аргументировать, но допускает ошибки.

Уровневую шкалу мы использовали для оценки, например, такой мыслительной операции как классификация. Обучающийся на высоком уровне легко и быстро группирует или выстраивает объекты по заданному основанию и может сам найти основание для группировки объектов. На среднем уровне обучающийся в некоторых случаях затрудняется сгруппировать или выстроить объекты по каким-Олибо заданным основаниям. На низком уровне обучающийся с трудом группирует или распознает объекты по каким-то основаниям, или не справляется с заданием.

Результаты выполнения учащимися 5-го класса познавательных задач представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ сформированности познавательных умений учащихся
Познавательные умения: проводить описание объектов различных видов. % учащихся, уровни: высокий – 32; средний – 56; низкий – 12.
Познавательные умения: выявлять физические свойства процессов и сравнивать объекты по их свойствам. % учащихся, уровни: высокий – 16; средний – 64; низкий – 20.
Познавательные умения: выявлять целое и его части, находить связи и взаимодействия. % учащихся, уровни: высокий – 20; средний – 52; низкий – 28.
Познавательные умения: обрабатывать, анализировать исходную информацию; обосновывать суждения о причинно-следственных связях. % учащихся, уровни: высокий – 20; средний – 64; низкий – 16.
Познавательные умения: относить единичные объекты к определенному виду, роду. % учащихся, уровни: высокий – 52; средний – 16; низкий – 32.
Познавательные умения: выделять существенные признаки объектов. % учащихся, уровни: высокий – 32; средний – 52; низкий – 16.
Познавательные умения: объяснять явления и обосновывать гипотезы. % учащихся, уровни: высокий – 24; средний – 52; низкий – 24.

Результаты эксперимента позволили сделать выводы, что на высоком и среднем уровнях у 88% учащихся сформировано умение проводить описание объектов различных видов определить; у 84% учащихся - умение обрабатывать, анализировать исходную информацию; обосновывать суждения о причинно-следственных связях; выделять существенные признаки объектов.

Наибольший процент учащихся на низком уровне (32%) определился при выполнении задания на классификацию объектов.

Таким образом, обобщая полученные результаты, мы отмечаем, что у 79% учащихся познавательные УУД в условиях ФГОС сформированы на высоком и среднем уровнях.

Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Поташник, М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие / М.М.Поташник, М.В.Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2016 - 208с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

Н. А. Соколинская

Познавательные универсальные учебные действия и личный опыт обучающихся основной школы. Ч.2

Опубликовано 21.03.2021 13:58 | Просмотров: 476 | Блог » RSS