21.03.2021 13:59

Познавательные универсальные учебные действия и личный опыт обучающихся основной школы. Ч.1

Познавательные универсальные учебные действия и личный опыт обучающихся основной школы. Ч.1

Актуальной задачей современного школьного образования является создание учителями условий для общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Данное умение определяется овладением учащимися определенными способами действий, которые необходимы им в решении учебных задач. От системы учебных действий ученика зависит уровень организации учебной деятельности школьников в образовательном процессе.

Понимание учащимися учебного материала определяется не просто умением высказывать суждение, а умением рассуждать, выражать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, давать оценки явлениям, отношениям, поступкам.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классыучебно- познавательных иучебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладениясистемойуниверсальных учебных действий (УУД): регулятивных, коммуникативных, познавательных [3].

Следовательно, возникла необходимость специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать у обучающихся на основе освоения УУД их активную учебно¬познавательную деятельность, формировать готовность к саморазвитию.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [1].

М.М.Поташник, академик Российской академии образования в своей книге «Освоение ФОГС: Методические материалы для учителя» отмечает, что самостоятельная разработка учителем способов оценки метапредметных и личностных результатов - это одно из обязательных принципиальных новшеств, которым обязаны овладеть учителя в соответствии с требованиями ФГОС [3].

Цель исследования связана с выявлением уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях ФГОС.

Исследование проводилось на базе 5 класса Петровской школы г.Петрозаводска при изучении метапредметного курса «Лаборатория естествознания» (учитель физики Бомбина Ирина Александровна).

Мы предложили обучающимся семь типов познавательных задач:
• первый тип - описать какой-либо незнакомый предмет;
• второй - выявить и объяснить свойство каких-нибудь вещей, процессов;
• третий - выявить строение вещей, их структуру;
• четвертый - установить связь между явлениями, характеристиками каких- либо процессов;
• пятый - построить классификацию каких-либо предметов (из указанного списка);
• шестой - построить понятие какого-либо объекта;
• седьмой - объяснить, почему и как что-то возникает?

Н. А. Соколинская
Продолжение следует

Познавательные универсальные учебные действия и личный опыт обучающихся основной школы. Ч.1

Опубликовано 21.03.2021 13:59 | Просмотров: 672 | Блог » RSS