18.05.2022 23:20

Повышение физической подготовленности слабослышащих школьников, занимающихся плаванием в системе адаптивного фитнеса

Повышение физической подготовленности слабослышащих школьников, занимающихся плаванием в системе адаптивного фитнеса

Аннотация. Занятия оздоровительным плаванием с детьми с нарушениями слуха, требуют учета специфики двигательного развития таких детей. В современной практике адаптивного фитнеса отсутствуют научные разработки по организационно-методическим основам оздоровительного плавания с лицами с нарушениями слуха.

На основе анализа научно-методической литературы была разработана методика повышения уровня физической подготовленности слабослышащих школьников средствами оздоровительного плавания в системе адаптивного фитнеса.

Ключевые слова: Адаптивный фитнес, оздоровительное плавание, нарушение слуха, физические качества, физическая подготовленность.

Key words: Adaptive fitness, wellness swimming, hearing impairment, physical qualities, physical fitness.

Актуальность проблемы определяется тем, что в современной методике адаптивного фитнеса адаптивное оздоровительное плавание может быть эффективно использовано для повышения уровня физической подготовленности школьников с нарушениями слуха. Но при построении программ недостаточное внимание уделяется особенностям слабослышащих детей, к которым относятся: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств; замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Поэтому необходимо осуществлять оценку исходного состояния занимающихся и вносить обязательную коррекционную составляющую при построении занятий адаптивным фитнесом для этой категории лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Цель работы – разработка эффективной методики адаптивного фитнеса для повышения физической подготовленности слабослышащих школьников на основе использования средств оздоровительного плавания.

Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по средствам, формам и методам адаптивного фитнеса, а также их применению с детьми, имеющими нарушения слуха.
2. Определить уровень развития физических качеств детей с нарушениями слуха.
3. Разработать и экспериментально проверить методику адаптивного фитнеса для повышения уровня физической подготовленности слабослышащих школьников.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов и методик, позволяющих получить информацию об уровне физической подготовленности слабослышащих школьников и его динамике в процессе проведения педагогического эксперимента.

В нашем исследовании принимали участие слабослышащие дети 9-11 лет, имевшие основной диагноз – нейросенсорная тугоухость 1 и 2 степени, а также сопутствующие заболевания: нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, бронхиальная астма, ЗПР, остаточная алалия. Экспериментальную группу «ЭГ» составили 4 мальчика и 1 девочка, которые занимались по разработанной нами методике адаптивного фитнеса на основе использования средств плавания. В состав контрольной группы «КГ» вошли 3 мальчика и 1 девочка, занимающихся по общепринятой методике оздоровительного плавания.

На основании анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана методика адаптивного фитнеса, которая включала в себя упражнения на подвижной опоре, дыхательные упражнения, игры различной направленности, пилатес, обучение элементам плавания. Занятия имели отличительные черты, учитывающие особенности контингента. Перед началом занятий отводилось время на изучение спортивной терминологии, сигналов, команд. Для этого использовался наглядный материал (модели, плакаты, карточки), затем все изученной проговаривалось в устно-дактильной форме и проговаривались хором. Обучение спортивным стилям плавания начиналось с изучения стиля кроль на груди, особое внимание уделялось дыхательным упражнениям, также особо тщательно соблюдался принцип систематичности и последовательности, активно применялся игровой метод. Занятия адаптивным плаванием в «ЭГ» и «КГ» проводились 2 раза в неделю в бассейне, 2 раза в неделю в зале.

Занятие состояло из 4 частей: подготовительной, вводной, основной и заключительной. По окончании эксперимента нами была выявлена положительная динамика показателей уровня физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы. Показатели экспериментальной группы достоверно улучшились по сравнению с контрольной (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительные результаты изменения показателей уровня физического развития «ЭГ» (n=5) и «КГ» (n=5) до эксперимента и после Примечание: звездочками обозначены достоверные различия средних арифметических показателей после эксперимента. *р <0,05

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение специальной методики адаптивного фитнеса на основе применения средств оздоровительного плавания с использованием специально разработанных методических приемов оказывает положительное влияние на уровень физической подготовленности детей с нарушениями слуха, тем самым способствуя более благоприятной социальной интеграции глухих детей.

Литература
1. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов. – М.: Издат. центр «Академия», 2005.
2. Мосунов Д. Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учеб. пособие / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин. – М., 2002.
3. Смекалов Я. А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2000. 4. Частные методики адаптивной физической культуры: уч. пособие/ под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003.
5. Абрамчук А.Б. Летний спортивный лагерь как средство формирования устойчивого и глубокого интереса юных яхтсменов к учебно-тренировочной работе / А.Б. Абрамчук, Т.В. Михайлова // Экстремальная деятельность человека. – 2015. –No 3. – С 26-29

INCREASING THE PHYSICAL PREPAREDNESS OF WEAKLY DEVOTED SCHOOLCHILDREN ENGAGED IN A SYSTEM OF ADAPTIVE FITNESS
Abstract. The practice of health-improving swimming with children with hearing impairments requires the consideration of the specific motor development of such children. In the modern practice of adaptive fitness there are no scientific developments on the organizational and methodological foundations of health- improving swimming with persons with hearing impairments. The method was given to increase the level of physical preparedness of hard-of-hearing schoolchildren by means of improving swimming in the adaptive fitness system оn the basis of the analysis of scientific and methodological literature.

Яковлев В.В., студент 2 курса магистратуры
Рубцова Н.О., кандидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Повышение физической подготовленности слабослышащих школьников, занимающихся плаванием в системе адаптивного фитнеса

Опубликовано 18.05.2022 23:20 | Просмотров: 544 | Блог » RSS