09.01.2020 15:36

Повесть И. С. Тургенева «После смерти» на уроках внеклассного чтения в 10 классе

Повесть И. С. Тургенева «После смерти» на уроках внеклассного чтения в 10 классе

Творчество И. С. Тургенева начинают изучать в школе с младших классов, но именно в программы по литературе для старших классов включены его произведения, которые носят социально-бытовой или философский характер. Проанализировав ряд программ по литературе для 10 классов (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной, А. Г. Кутузова) я увидела, что на изучение творчества Тургенева отводится от 7-10 часов; все выделенное время изучается роман «Отцы и дети», а остальные произведения даются на самостоятельное прочтение.

Одно произведение не может дать полную картину творчества писателя. Я предлагаю разработку урока внеклассного чтения для 10 класса, предполагающую знакомство школьников с повестью И. С. Тургенева «После смерти». Данное произведение интересно тем, что было написано перед смертью писателя, оно основано на реальных событиях. Учащиеся познакомятся с новым понятием «визионерские мотивы» и попытаются выявить главные проблемы произведения. Анализ повести предполагает как самостоятельную работу обучающихся, так и работу в группах.

В начале урока учитель рассказывает об истории создания повести, о прототипе главной героини. Для анализа произведения класс будет разделен на несколько групп.

Первая будет называться «Образ героя». Цель работы группы - воссоздать внешний облик героя и его внутреннее состояние; показать, как меняется в течение повести главный герой, и что стало причиной изменений. Ребята приходят к выводу, что в повести Яков Аратов меняется не только внешне, но и внутренне. Изменилось его мировоззрение, отношение к жизни и смерти. В описании героя обнаруживаются черты, свойственные визионерам: замкнутость, одиночество, постоянные галлюцинации, мысли о смерти.

Вторая группа будет называться «Сны Аратова наяву». Цель работы группы - раскрыть тайны снов, понять, в чем заключается их функция. Ученики приходят к выводу, что если первый сон просто был необычным, то второй сон стал для Аратова почти реальностью. Каждый последующий сон все больше сливается с реальностью.

Третья группа будет называться «Видения Аратова». Цель работы группы - показать изменившееся внутреннее состояние героя в конце жизни, когда стирается граница между видением и реальностью.

В конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги урока, все вместе делают вывод: все начиналось с обычно сна, а закончилось не только видением и смертью. Аратов верил, что после смерти будет счастлив с Кларой. Желание это стало манией. Аратов умирал с улыбкой на лице. Ребятам будет задано домашнее задание: сочинение по повести Тургенева «После смерти».

Анализируя повесть Тургенева «После смерти» с трех сторон, школьники познакомятся с неизвестной им ранее мистической темой творчества писателя - «сны и видения».

А. В. Заваркина

Повесть И. С. Тургенева «После смерти» на уроках внеклассного чтения в 10 классе

Опубликовано 09.01.2020 15:36 | Просмотров: 620 | Блог » RSS