15.08.2021 13:57

Персонажная анимация в цифровых образовательных ресурсах по информатике

Персонажная анимация в цифровых образовательных ресурсах по информатике

При выборе темы исследования мы руководствовались Федеральным Государственным образовательным стандартом [1], в котором приоритетная роль в образовательном и воспитательном процессах отводят разработке и активному использованию цифровых средств обучения для побуждения мотивации учащихся в изучении школьных дисциплин.

В современном мире дети, увлекаясь компьютерными играми, мультипликационными сериалами и художественной литературой, активно подражают и перенимают качества понравившегося действующего лица. Этот фактор можно использовать для повышения у учащихся интереса в изучении материала, применяя цифровые образовательные ресурсы, содержащие игровые элементы, в том числе, персонажей. При этом анимационные герои должны нести не только декоративную роль, но активно взаимодействовать с обучающимся и являться носителями моральных норм и ценностей.

В рамках исследования был осуществлен поиск и анализ цифровых образовательных ресурсов по информатике с присутствием анимационных героев. В основу критериев анализа персонажной анимации в цифровых образовательных ресурсах были положены базовые принципы, разработанные известным художником и мультипликатором Уолтером Диснеем. Однако, действующее лицо цифрового образовательного ресурса должно обладать рядом дополнительных функций, направленных на воспитание всесторонне развитой личности, и побуждать учащегося к изучению дисциплины. Поэтому в перечень критериев анализа персонажной анимации был внесен критерий «дидактические функции персонажа».

В результате исследования было выявлено, что в цифровых ресурсах по информатике встречаются, как популяризированные, так и новые герои. У них целостный и неперегруженный деталями образ. Цвета, используемые в дизайне, теплые и гармоничные. Речь персонажа грамотная с наличием смысловых пауз. Преобладающие дидактические функции персонажа: мотивационная, развивающая и образовательная. Исходя из этого, были выявлены наиболее существенные и значимые критерии персонажной анимации, которые послужили основой при создании собственного героя, такие как: яркий и запоминающийся внешний вид, доступная для ученика лексика. Основные функции персонажа: мотивационная и образовательная. При поиске цифровых образовательных ресурсов по созданию персонажной анимации было найдено 9 средств обучения, среди которых были исключительно текстовые и отдельные видео уроки.

Отсутствие полноценных цифровых образовательных ресурсов по созданию персонажной анимации явилось основанием для созданиясобственногоинтерактивного цифрового образовательного ресурса с наличием анимационного персонажа. Использование анимационного героя в ресурсе позволяет в необычной, наглядной форме подать материал, т.к.персонаж является одновременно рассказчиком, наставником и итогом проделанной работы учащегося по окончании изучения ресурса. Рис. 1 Меню ресурса

Цифровой образовательный ресурс «Создание персонажной анимации в среде AdobeFlash» ориентирован на учащихся 7-9 классов, может быть использован, как для самостоятельного изучения школьниками персонажной анимации, так и совместно с учителем в рамках школьного курса информатики на основных или внеклассных занятиях. Темы, включенные в ресурс (рис. 1):
1. Знакомство с интерфейсом и инструментарием среды Adobe Flash с последующим применением.
2. Создание анимационного персонажа на основе графических примитивов
3. Анимация ходьбы
4. Анимация рук
5. Анимация лица
6. Работа со звуком, синхронизация речи
7. Кнопки для управления воспроизведением ролика

С помощью данного средства обучения учащиеся познакомятся с основным функционалом и инструментарием среды AdobeFlash, узнают этапы создания анимационного ролика от отрисовки персонажа до средств управления воспроизведением ролика, овладеют навыками анимации частей тела и синхронизации речи персонажа (рис. 2). Рис. 2 Глава 1. Основные преимущества данного ресурса по отношению к уже существующим в его интерактивности и ориентированности на учеников с разными типами восприятия информации. В процессе изучения материала обучающийся может прочитать или прослушать инструкцию, а затем выполнить предложенные задания. В каждом разделе приведен список литературы по данной теме, т.е. учащийся сможет без затруднения найти недостающую информацию. На протяжении процесса обучения учащегося сопровождает главный герой цифрового образовательного ресурса - Flash (рис. 3 Рис. 3 Анимационный персонаж).
Персонаж представляет из себя подсказку, при возникновении вопроса у ученика, он появляется и уделяет внимание тонкостям и деталям изучаемой темы. Кроме того, Flashявляется примером, на котором изучается курс по анимации. Он умеет говорить, при этом движения губ синхронизированы со звуком, моргать, двигать руками и ходить. Обучающийся, последовательно изучая ресурс, сможет самостоятельно создать данного анимационного героя. Основные дидактические функции персонажа - обучающая (он выступает в роли консультанта по изучению среды) и мотивационная (герой является действующим лицом комиксов, художественных и мультипликационных фильмов, т.е. популяризирован).

Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа httpy/минобрнауки .рф/документы/938

Аннотация: В статье представлен цифровой образовательный ресурс «Создание персонажной анимации в среде Adobe Flash» с использованием анимационного героя.
Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, персонажная анимация, AdobeFlash, мотивация учащихся.

Г. Р. Чиксоева

Персонажная анимация в цифровых образовательных ресурсах по информатике

Опубликовано 15.08.2021 13:57 | Просмотров: 511 | Блог » RSS