25.11.2019 19:33

Персонажи мифологической прозы Водлозерья

Персонажи мифологической прозы Водлозерья

Водлозерье представляет собой особую территорию в составе Пудожского района (ранее - Пудожского уезда) и традиционно считается местом проживания этнической группы русских на территории Карелии. Водлозерье издавна привлекало исследователей и фольклористов. Наш доклад посвящен изучению персонажей мифологической прозы Водлозерья. Материалом нашего исследования стали опубликованные известным петрозаводским фольклористом Валентиной Павловной Кузнецовой предания и былички в сборнике 1997 г. Мифологическая проза Водлозерья знает рассказы о водяном, лешем, баенном, домовом, дворовом, черте, покойнике, колдуне. Былички о лешем и домовом встречаются наиболее часто.

Про водлозерских водяных можно сказать следующее: они различаются по гендерному признаку, очень похожи на обычных людей, только кожа смуглее, волосы длиннее, как правило, темного цвета, распущенные. Любят водяные выходить из воды и сидеть на берегу или на камне, расчесывать волосы, либо молча, либо с воем. Одежда водяных не описана. В целом по отношению к человеку настроены нейтрально, иногда могут немного вредить (хватать за ногу). Главная их функция - предвещать несчастья. Леший бывает только мужчиной, может отличаться высоким ростом, огромными глазами и носом. Чаще всего он обманывает людей, шутит над ними, иногда вредит. Взаимодействие человека и лешего несет для человека вред.

Домовой предстает в виде хозяина или хозяйки дома, родственника, мохнатого существа. С домовыми человек может дружить, вступать в тесный контакт. Они проявляют себя акустически: гремят посудой, ложками играют, щипаются. Домовые и домовихи предсказывают судьбу. Они любят ухаживать за скотиной, а может вредить скотине в наказание хозяевам дома. Важно, что домовые в целом дружелюбные существа, но с крутым нравом. Если они гневаются, то могут нанести вред человеку и скотине.

Образ черта в водлозерских быличках похож на образ гневливого домового, черт вредит человеку. Черт может вступить в отношения с женщиной (подобно лешему). Черт, взаимодействуя с человеком, приносит зло, больше всего он предпочитает контактировать с женщинами. В данной работе содержится преимущественно анализ духов- хозяев. Каждый из данных образов зафиксирован в традиции уже достаточно давно. Каждый из рассматриваемых персонажей, так или иначе, предстает в качестве предвестника будущего.

Контакты человека с мифологическими персонажами несут отрицательное воздействие. Представленные в сборнике материалы не являются исчерпывающими. На Водлозере продолжают появляться произведения этого жанра. Анализ этой мифологической прозы раскрывает нам народные верования, повествуют о захватывающих происшествиях, передают психологию крестьянской среды, массу деталей народного быта. Как правильно заметил Д. М. Балашов, былички «оказываются драгоценными новеллами о жизни» Водлозерские былички являются кладом народной культуры и быта.

Е. А. Власова

Персонажи мифологической прозы Водлозерья

Опубликовано 25.11.2019 19:33 | Просмотров: 344 | Блог » RSS