26.05.2019 20:02

Патент, как основа малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения

Патент, как основа малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения

В связи с нестабильной политической обстановкой Российской Федерации в мире, когда в любой момент могут быть введены новые санкции. Государство должно быть готово обеспечить свою безопасность. Одной из составляющей безопасности является - независимость. Ситуации, когда иностранные партнеры отказываются продавать свои высокотехнологические товары могут участиться под гнетом санкций, в связи с этим необходимо позаботиться о развитии наукоемкого производства внутри страны. Технологическое отставание от мировых лидеров по развитию технологий является неприемлемым в соответствии с принятой стратегией научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года.

Одним из методов преодоления технологического отставания является развитие и интеграция научных разработок в производство. С этой целью был принят ФЗ-217, призванный активизировать создание, развитие и функционирование малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

Однако существует немало проблем, связанных с созданием МИП. В университетах ежегодно регистрируется большое количество патентов, однако лишь небольшой процент регистрируемых патентов ложатся в основу создания малых инновационных предприятий.

Результаты интеллектуальной деятельности патентуются с целью признания авторства и защиты прав на пользование интеллектуальной собственностью. Это означает, что изобретатели, запатентовав результаты интеллектуальной деятельности обладают исключительным правом на его использование.

Таким образом, сущностью патента является защита авторского права на результат интеллектуальной деятельности с целью его дальнейшей коммерциализации, иначе в противном случае, зарегистрированный патент, который не получил практического применения, в силу различных обстоятельств, может послужить тормозом технологического развития. Ежегодно университеты пополняют свою патентную базу, наибольший интерес с точки зрения коммерциализации представляют «прикладные» патенты. Не все патенты могут быть положены в основу малого инновационного предприятия, селекцию патентов необходимо осуществлять с помощью маркетинговых исследований. Маркетинговый экспресс анализ позволит оценить возможность реализации данного патента, при положительном прогнозе, необходимо проводить глубокий анализ, который затронет сегментацию рынка и его насыщенность, конкурентов и ценообразование. Одним из таких механизмов анализа может выступить краунд-фандинговая платформа, она позволит провести оценки всех ключевых показателей, а также собрать денежные средства на запуск малого инновационного предприятия. Размещение своей идеи для производства на платформе является самым объективным методом селекции патентов, так как это позволяет получить обратную связь от конечных пользователей, они голосуют за идею своими деньгами в обмен на вознаграждение (это может быть продукция, произведенная по этому патенту). В данном случае стоимость вознаграждения является фиксированной.
Наиболее перспективным вариантом реализации университетских патентов является коллаборация малых инновационных предприятий на базе ВУЗов с промышленностью. Развитие технологий является обязательным условием поддержания конкуренции, ежегодно промышленность тратит большое количество денег на проведение исследований, однако в некоторых случаях целесообразней было бы отдать это на аутсорсинг - МИПам, в которых промышленное предприятие может быть соучредителем.

Карпухин Д.Н.

Патент, как основа малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения

Опубликовано 26.05.2019 20:02 | Просмотров: 614 | Блог » RSS