21.12.2020 00:08

Ознакомление старших дошкольников с жанрами произведений художественной литературы

Ознакомление старших дошкольников с жанрами произведений художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Сегодня проблемами использования детской литературы являются: снижение интереса детей к чтению, утрата традиционного семейного чтения, ориентация на познавательную литературу, низкое качество современной детской литературы, искажение художественного перевода с иностранных источников.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Наряду с умением слушать и пересказывать, дети должны ориентироваться в литературных жанрах, знать их названия.

Экспериментальной базой нашего исследования являлся МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №87 «Журавлик» г. Петрозаводска. Исходя из полученных данных констатирующего этапа, мы определили, что работа должна быть направлена на разработку и реализацию форм работы по ознакомлению старших дошкольников с жанрами художественной литературы.

Были проведены две ознакомительные беседы с детьми на темы: «В гостях у сказки» и «Дядюшка-рассказ, три игровые ситуации на закрепление с детьми полученных знаний о сказке и рассказе: «Узнай по отрывку», «Герой заблудился», «Из какой сказки волшебный предмет?».

Также были организованы занятия по продуктивной деятельности: лепка «Мой волшебный предмет» и рисование «Весеннее настроение».

С ребятами мы перечитали очень много детских произведений, таких как рассказы
Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка», «Затейники», В.Осеева «Волшебное слово», Г- Х.Андерсен «Гадкий утёнок», «Цветы маленькой Иды» и другие.

Детям очень понравился литературный вечер, посвящённый творчеству Н.Носова. Мы рассказали детям немного о биографии писателя, творчестве, посмотрели на его портрет и после устроили выставку книг Н.Носова в книжном уголке.

Ребятам очень запомнился весёлый Брейн-ринг: «Путешествие по сказкам», где они отгадывали загадки, отвечали на вопросы, угадывали сказку по нескольким картинкам- предметам, собирали пазл-сюжеты из сказки, узнавали героя сказки по песне.

В заключение было проведено интерактивное занятие «В гости к сказке, на котором ребята разгадали кроссворд, отгадывали загадки кота-сказочника, приняли участие в сказочном аукционе и выучили пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

На основании результатов контрольного этапа мы сделали вывод, что у детей экспериментальной группы представления о жанрах художественной литературы стали более обобщёнными и развёрнутыми. Дети стали различать сказку и рассказ, называть их признаки и особенности, рассказывать о нескольких видах сказок.

В целом уровень знаний о жанрах художественной литературы детей экспериментальной группы повысился до среднего (у 6 детей) и до высокого (у 4 детей). Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывать явное удовольствие при слушании литературных произведений. Ребята приобрели богатый литературный опыт, включающий произведения разной тематики и жанров, стали различать основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, осознавать мотивы поступков героев, их переживания, мысли, чувства. Дети стали активно проявлять себя в разных видах художественной деятельности, демонстрировать творческую активность в изобразительной, игровой деятельности по литературному произведению, также проявлять речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов. В контрольной группе изменения произошли незначительные.

На наш взгляд среди форм ознакомления детей с жанрами художественной литературы наиболее эффективными оказались: брейн-ринг, литературный вечер и интерактивное занятие т.к. использовалась разнообразная наглядность, создавались условия для проявления большей активности детей, когда ребята отгадывали загадки, придумывали поделки, участвовали в соревнованиях.

Ю. О. Соколова

Ознакомление старших дошкольников с жанрами произведений художественной литературы

Опубликовано 21.12.2020 00:08 | Просмотров: 606 | Блог » RSS