07.09.2019 17:52

Особенности внеклассной работы по русскому языку в начальной школе

Особенности внеклассной работы по русскому языку в начальной школе

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Необходимость проведения внеклассных занятий отмечается в психолого-педагогической и методической литературе. В школьной практике внеклассная работа рассматривается как дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках [1, с. 20].

Внеклассная работа тесно связана с уроком, однако постоянно стремится к некоторой автономности: развитию познавательных интересов учащихся, поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по предметам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с действующей программой по русскому языку и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать их и опираться на них.

Вопросы методики проведения внеклассной работы в начальной школе изучались известными педагогами и методистами (К. Д. Ушинский, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый, И. Ф. Харламов, Д. Н. Тихомиров, М. А. Рыбникова, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, М. Н. Закожурникова, Б. Т. Панов, Н. Н. Ушаков и др.).

Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах предоставляет большие возможности для воспитания и развития учащихся. Она строится на добровольных началах с учетом интересов и потребностей учащихся, поэтому выбор форм, методов и средств такой работы – достаточно сложная педагогическая проблема, требующая от учителя профессиональной компетентности, личностной заинтересованности в результатах работы. От того, насколько методически грамотно построено внеклассное занятие, зависит его эффективность. Отсутствие строгого контроля и регламента позволяет детям проявить свои способности и возможности, выбрать интересное и полезное для себя.

Внеклассное занятие не должно превращаться в урок и дублировать его содержание. Приоритетными во внеклассной работе должны стать развивающие и воспитывающие задачи.

Чрезвычайно важно уже в начальных классах создать устойчивый познавательный интерес, поэтому систематические внеклассные занятия по русскому языку могут стать своеобразным толчком для дальнейшего углубленного изучения предмета, языкового развития учащихся [2, с. 14].

Во внеклассной работе по русскому языку в начальных классах необходимо избегать формализма, схемы, шаблона, так как уровень психологического развития младших школьников предполагает смену видов деятельности, разнообразие заданий и упражнений, использование занимательного материала, дидактических игр.

Литература
1. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. М., 1988. 220 с.
2. Шукейло В. А. Воспитание интереса к урокам русского языка // Начальная школа. 2005. № 5. С. 14.

Абикян Т. И.

Особенности внеклассной работы по русскому языку в начальной школе

Опубликовано 07.09.2019 17:52 | Просмотров: 732 | Блог » RSS