12.09.2019 17:58

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 3

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 3

Для половины учащихся вторых классов, имевших кризисные ситуации, характерны: торможение в развитии, в ситуации усталости, перенапряжения; стремление к достижению уровня социальной значимости; высокий уровень притязаний; потеря жизненной активности, ощущение, что жизнь завершена, безнадежности, стремление к покою. Кроме того, больше половины из них (60 %) проявляют реакцию, связанную с конкретной ситуацией в жизни человека, когда что-то не совсем спокойно в близком окружении, что также наблюдается и у учащихся третьих классов (71 %). По 53 % учащихся вторых классов имеют ситуационную усталость «на сейчас», а также претензии к первичным объектам и недостаточный уровень рефлексии. Ярко выраженные реакции занижения самооценки были выявлены у 47 % и 48 % учащихся вторых и третьих классов соответственно. Кроме этого, у респондентов вторых классов были определены нормальная рефлексия (у 30 %), ощущение недостаточности, толкающее человека на развитие (у 27 %), депрессивные реакции (у 20 %). Самонадеянность, сверхуверенность в своих способностях и возможностях, с нарушенным учетом реальности встречается лишь у 10 % испытуемых данной выборки, повышенная активность и стремление к изменению у 7 %.

У учащихся третьих классов, переживших кризисные ситуации, выявлены ситуационная усталость «на сейчас» (у 55 %), потеря жизненной активности, стремление к покою, торможение в развитии, в ситуации усталости, перенапряжения (у 52 %), ярко выраженные реакции занижения самооценки человека (у 48 %), стремление к достижению уровня социальной значимости, высокий уровень притязаний, нормальная рефлексия (у 45 %), наличие претензий к первичным объектам, недостаточный уровень рефлексии (у 42 %). Ощущение недостаточности, толкающее человека на развитие, нормальная самооценка и восприятие себя через других людей обнаружены у 35 % учащихся третьих классов, депрессивные же реакции характерны для 32 %. Самонадеянность, сверхуверенность в своих способностях и возможностях, с нарушенным учетом реальности, повышенная активность и стремление к изменению была выявлены у 13 % испытуемых данной выборки.

В отличие от респондентов группы учащихся вторых и третьих классов, не имевших кризисные ситуации, у небольшого числа респондентов детей, имевших их, были выявлены экстрапунитивные реакции обвинения человека, порождающие психотические реакции, и невротические реакции: по 1 учащемуся вторых и третьих классов соответственно.

Сравнительный анализ данных группы учащихся, переживших кризисные ситуации, с данными группы детей, не имевших их, по обоим классам по методике определения уровня недостаточности показал существенные различия по шкале, дающей информацию об ожиданиях реализации своих целей в будущем, а также по шкале, где оценивалось, каким должен быть испытуемый, по его мнению, сейчас. Респонденты, не пере¬жившие кризисные события в своей жизни, оценивают свои возможности на более высоком уровне и ожидают большей реализации своих целей в будущем в отличие от детей, имевших трудные жизненные ситуации. Кроме того, они оценивают себя в целом более высоко в отличие от детей, переживших подобные события.

В результате проведенного исследования выяснено, что возникающие кризисные события в жизни учащихся оказывают влияние на их мотивационную сферу. Так, изучение мотивации достижения успеха у детей школьного возраста показало, что кризисные ситуации могут влиять на данный показатель как конструктивно, так и деструктивно.

Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что кризисные ситуации снижают уровень мотивации достижения успеха, доказана частично. Это объясняется тем, кризисные ситуации, даже объективно аналогичные, по-иному воздействуют на разных людей, в том числе на детей. Среди детей школьного возраста встречаются личности, обладающие разной степенью устойчивости в тех или иных кризисных ситуациях. Отмечаются также индивидуальные различия в устойчивости к различным типам трудных ситуаций.

Возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризисной ситуации определяется в значительной мере типом совладания с кризисом и отношением личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Особенности возрастных кризисных изменений зависят от индивидуальных особенностей человека: темперамента, характера, предшествующего опыта. Причины возникновения кризисных состояний определяются, с одной стороны, социальными и ситуационными факторами, а с другой – индивидуально-типологическими и биологическими особенностями личности.

Успешное преодоление кризисных ситуаций приводит к формированию определенных личностных качеств, предполагает взлет творчества, повышается уровень рефлексии, усиливается личностная зрелость. Конструктивное преодоление кризисов предполагает принятие реальности, анализ сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части, возникшие в проблеме. В этом случае жизненный кризис является поворотным пунктом жизненного пути личности, который приводит к новым высотам развития личности.

Эффективность совладания с кризисами определяется глубиной внутренней проработки собственных переживаний, возможностями использования возникшей проблемы для собственного роста и развития. Человек, переживший тяжелое жизненное событие, становится сильнее, у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Зная собственную природу, адекватно оценивая себя, нужно выбирать необходимые средства для достижения поставленных целей. Осмыслить человеку себя и увидеть варианты выхода из кризисных ситуаций помогают близкие люди, психолог, желание бороться.

Таким образом, в современных условиях, предъявляющих к человеку требования иметь высокую мотивацию на успех, возможности реализовать свой творческий потенциал и достичь поставленных целей, важным является умение конструктивно выходить из кризисных ситуаций и правильно реагировать на неудачи. Люди неуспешные и мотивированные на избегание неудач не находят или мало находят самостоятельно такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Перестраивая деятельность через создание ситуации успеха, можно обеспечить изменение мотивации, что будет способствовать определенной перестройке на уровне личности. Такая личность сама способна включиться в деятельность, стремясь добиться успеха.

А. М. Савельева, И. Г. Веденеева

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 3

Опубликовано 12.09.2019 17:58 | Просмотров: 528 | Блог » RSS