12.09.2019 17:59

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 2

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 2

Изучение мотивации достижения среди учащихся третьих классов, не переживавших кризисные ситуации, показало преобладание умеренно высокого (48 %) и среднего (36 %) уровней мотивации. Для 14 % респондентов характерен слишком высокий уровень мотивации к успеху, для 2 % – низкий. Согласно данным, представленным выше, можно говорить о том, что больше чем у половины респондентов данной выборки имеется средний уровень мотивации к избеганию неудач (57 %). Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудач обнаружен у 30 % испытуемых третьих классов, низкий – у 9 %, слишком же высокий уровень был выявлен у 4 % учащихся.

Исследование мотивации достижения успеха в группе учащихся вторых классов, имевших кризисные ситуации, показывает, что из 30 респондентов по два испытуемых имеют низкий и слишком высокий уровни, умеренно высокий уровень получили 4 испытуемых. У большинства же был обнаружен средний уровень мотивации к успеху (у 22 из 30 учащихся). По мотивации к избеганию неудач в этой же выборке были получены следующие результаты: высокий уровень – у 15 испытуемых, средний уровень – у 9 испытуемых, слишком высокий – у 4 респондентов, низкий – у 2 респондентов.

Получены следующие результаты по мотивации к успеху в группе учащихся третьих классов, переживших кризисные события в своей жизни: в выборке из 31 респондента средний и умеренно высокий уровни, были определены у 13 и 12 учащихся соответственно. У 4 человек наблюдается низкий уровень достижения, у 2 – слишком высокий уровень. Для большинства респондентов 1 группы третьих классов характерен высокий уровень мотивации к избеганию неудач, у 17 человек из 31.

8 испытуемых данной выборки имеют средний уровень мотивации к избеганию неудач, 4 – слишком высокий, 2 – низкий.

Интересные данные были получены в результате применения методики определения уровня недостаточности. В группе детей 6 классов, не переживших кризисные ситуации, у 41 % респондентов прослеживается нормальная рефлексия, при которой человек осознает реальность вокруг себя. У испытуемых 2-й группы третьих классов данный показатель был выявлен у 37 %. Повышенная активность и стремление к изменению были определены у 33 % учащихся вторых классов, нормальная самооценка и восприятие себя через других людей – у 28 %. В-третьих, классах данные показатели выявлены у 45 и 27 % учащихся. 22 % испытуемых 2-й группы вторых классов и 21 % испытуемых третьих классов проявляют реакции, связанные с конкретной ситуацией в жизни человека, когда что-то не совсем спокойно в близком окружении. По 21 % учащихся вторых классов имеют ощущение недостаточности, толкающее их на развитие, и ощущение потери жизненной активности, безнадежности, стремление к покою. Показатель «ощущение недостаточности, толкающее человека на развитие» был определен у 22 % учащихся третьих классов, в то время как показатель «потеря жизненной активности, ощущение, что жизнь завершена, безнадежности, стремление к покою» выявлен лишь у 15 % учащихся. Недостаточный уровень рефлексии, при котором человек преувеличивает свои возможности и имеет претензии к первичным объектам, имеют 20 % учащихся вторых классов и 28 % учащихся третьих классов. Ситуационная усталость «на сейчас», наоборот, больше проявляется у учащихся третьих классов (22 %), чем учащихся вторых классов (19 %).

Небольшой процент респондентов имеют такие показатели, как торможение в развитии в ситуации перенапряжения (9 % учащихся вторых классов, 11 % – третьих классов); стремление к достижению уровня социальной значимости, высокий уровень притязаний (7 % – вторых кл., 14 % – третьих кл.), депрессивные реакции (8 % – вторых классов, 9 % – третьих классов); самонадеянность, сверхуверенность в своих способностях и возможностях, с нарушенным учетом реальности (3 % – вторых классов, 4 % – третьих классов); ярко выраженные реакции занижения самооценки человека (по 2 % учащихся вторых и третьих классов). Экстрапунитивные реакции обвинения, психотические и невротические реакции, истерическая направленность не были обнаружены вовсе.

А. М. Савельева, И. Г. Веденеева
Продолжение следует

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 2

Опубликовано 12.09.2019 17:59 | Просмотров: 543 | Блог » RSS