12.09.2019 18:01

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 1

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 1

В окружающей реальности человек в любом возрасте может встретиться с такими обстоятельствами, которые насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувства обиды, вины, злобы, беспомощности, отчаяние, одиночество, безнадежность и т. д. Человек стоит, как будто, на краю жизни и этот край – кризис. Психологи, психиатры и др. ученые многие годы пытаются найти ответ на вопрос, что же такое кризис в жизни человека, каковы его причины, последствия, в том числе и на мотивацию достижения успеха, как избежать разрушающих последствий кризисных ситуаций и помочь человеку, пережившему определенные жизненные трудности, выйти на новый уровень развития. Вышесказанное определило цель нашего исследования, а именно: выяснить какое влияние оказывают кризисные ситуации на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста.

Для изучения влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха у школьников целенаправленно были выбраны учащиеся 2 и 3 классов, так как перед нами стояла цель – рассмотреть воздействие трудных ситуаций (развод родителей, повторный брак родителей, смерть одного из родителей), не затрагивая возрастных кризисов и кризисных этапов в школьной жизни, а именно:
1) учащиеся 4 класса психологически готовятся к переходу из начальной в основную школу;
2) 1 класс сам по себе является сильнейшим стрессом для большинства детей, так как ребенок попадает в новую социальную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
3) большинство учащихся первых классов еще «переживают» кризис 7 лет (он очень подробно представлен в отечественной возрастной психологии).

Итак, наше исследование влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха на детей младшего школьного возраста проходило на базе МОУ «Гимназия № 26», МОУ «Гимназия № 61», МОУ «СОШ № 19», МОУ «СОШ № 24» г. Набережные Челны Республики Татарстан. В нем приняли участие учащиеся вторых классов (322 человека) и третьих классов (315 человек). Общая выборка составила 637 человек, из которых 316 мальчиков и 321 девочка. Средний возраст девочек (160 из 322 учащихся) и мальчиков (162 из 322) 2 класса составляет 8 лет 3 месяцев, средний возраст девочек (161 из 315 учащихся) и мальчиков (154 из 315) 3 класса составляет 9 лет 2 месяцев.

Количество респондентов, переживших в своей жизни кризисные ситуации, составило 61 человек от общей выборки. Среди данной группы респондентов 42 человека, чьи родители развелись, причем у 13 учащихся родители имеют повторный брак, т. е. создали новые семьи. У остальных 19 из 61 испытуемых была определена такая кризисная ситуация, как потеря близкого родственника – его смерть.

Для реализации поставленной цели нами были подобраны и использованы следующие методики: методики диагностики личности на мотивацию к успеху и избегания неудач Т. Элерса, результаты по которым следует интерпретировать вместе, ЛИЖИСП (Лист жизненных событий подростков), разработанный О. А. Идобаевой и А. И. Подольским, методика определения уровня недостаточности Л. Грандела и М. Корзини, а также проективные методики «Несуществующее животное» и «Сонди».

Количественная обработка данных осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Из возможного перечня кризисных ситуаций для нашего исследования были взяты следующие: развод родителей, второй брак одного из родителей, смерть ближайших родственников. Исследование базировалось на сравнении респондентов, которые не имели вышеуказанные кризисные ситуации в своей жизни, с респондентами, переживших подобные события.

В результате диагностики уровня мотивации достижения успеха и уровня мотивации избегания неудач выявлено, что в группе детей вторых классов, не имевших серьезных кризисных ситуаций, преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху (49 %). Средний уровень мотивации достижения характерен для 38 % респондентов. Низкий и слишком высокий уровни были выявлены лишь у 4 % и 9 % испытуемых соответственно. Кроме того, больше чем у половины респондентов данной группы вторых классов (53 %) выявлен средний уровень мотива¬ции к избеганию неудач, у 41 % – низкий уровень. Высокий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудач свойственны 5 % и 1 % учащихся 6 классов, не переживших кризисные события в своей жизни.

А. М. Савельева, И. Г. Веденеева
Продолжение следует

Особенности влияния кризисных ситуаций на мотивацию достижения успеха детей младшего школьного возраста. Часть 1

Опубликовано 12.09.2019 18:01 | Просмотров: 673 | Блог » RSS