26.03.2020 12:20
Особенности образа жизни учеников 5 класса
При определении основных направлений научно-практического исследования образа жизни учащихся 5 класса мы исходили из классического понятия «образа жизни», который включает совокупность гигиенических норм и правил, реализуемых в укладе жизни.
Задачи исследования включали: анализ режима дня, оценка организации питания, исследование уровня двигательной активности, выявление вредных привычек и оценка медицинской активности.
При оценке индекса массы тела нормальным оказался в 60,7% случаев, менее 14,5 - 25%, 21,5-24 - 10,7% и от 24 (ожирение) - 3,6%. Время утреннего пробуждения по данным исследования, укладывается в период от 6 час 30 минут до 7 час у 64,3% опрошенных. На основании этого можно предположить, что у данной группы учащихся достаточно времени для утреннего туалета, завтрака и утренней гимнастики. Сон в дневное время удается только незначительному количеству обследованных (до 7%). Судя по опросу, полноценный сон только у каждого пятого опрошенного.
Могут позволить себе регулярное пребывание на свежем воздухе около 80% учащихся.
При оценке полноценности питания выявлена группа риска по такому важному показателю, как кратность питания: к ним мы отнесли тех лиц, кратность питания у которых не превышала 2 раз. Завтракают регулярно около 80% опрошенных; «да, иногда» - около 20%, но среди опрошенных оказались и школьники, которые не завтракают (3,6%). При оценке приема завтрака оказалось, что 68% - завтракают дома и 32% - в школе.
Отрадно отметить, что все опрошенные регулярно обедают: большая часть учащихся (64,3%) это делают дома, остальные в школе.
Важным в оценке режима питания является временной промежуток между приемами пищи: это время у 25% учащихся составляет 2 часа; у 35,7% - 3 часа, но значительное количество учащихся (39,3%) нарушают это важное правило. Больше, чем у половины опрошенных (57,1%) также выявлено важное отступление от правил режима питания - употребление пищи непосредственно перед сном.
При оценке диетологического компонента пищевого статуса выявлен ряд существенных нарушений. К ним можно отнести: нерегулярное употребление мяса и мясопродуктов (28,6%), рыбы (71,4%), яиц (64,3%), молока и молочных продуктов (7,1% опрошенных).
Более благополучно обстоит дело с ежедневным употреблением овощей и фруктов, так доля учащихся, не употребляющих их ежедневно, составила 7,1%.
Известно, что недополучение организмом эссенциальных минеральных солей и витаминов может быть восполнено употреблением комплексом витаминов: «постоянно» это делают 42,8%, «несколько раз в год» - 39,3% и совсем не употребляют - 17,9% учащихся.
Среди современной молодежи получили распространение такие пищевые пристрастия, как частое употребление сладостей, продуктов быстрого приготовления и газированных напитков. По нашим данным, сладости употребляют несколько раз в день 43%, каждый день или редко - 42,8%, не употребляют - 10,7% учащихся. Употребление продуктов быстрого употребления выглядит следующим образом: постоянно используют - 7,1%, редко - 57,1% и совсем не употребляют - 35,7% опрошенных. Газированные напитки как вкусовое пристрастие на уровне «редко» - 57,1%, «постоянно» - 10,7% и «нет» - 32,1% школьников.
Важным элементом здорового образа жизни учащихся любого возраста является занятие спортом. Как упущение в воспитании здорового образа жизни пятиклассников мы рассматриваем тот факт, что только каждый третий регулярно делает зарядку, а спортивные секции посещают чуть более половины опрошенных. В противовес сказанному можно констатировать, что время, проводимое за компьютером, у 75% опрошенных составляет ежедневно 3 и более часа.
Одним из важных аспектов здорового образа жизни является медицинская активность. По нашим данным, каждый четвертый выразил свое негативное отношение к регулярному медицинскому обследованию. Показательно, что 25% опрошенных имеют различные медицинские отводы к прививкам. На этом фоне половина опрошенных склонны напрямую связывать получение профессионального образования и состояние здоровья. Одновременно уже в этом возрасте до 80% пятиклассников задумываются о профессиональном выборе.
Д. И. Плескацевич, А. Э. Барабанщиков
Опубликовано 26.03.2020 12:20 | Просмотров: 573 | Блог » RSS |