25.11.2023 21:33
Особенности хронотопа в романе Кнута Гамсуна «Голод». Часть 2
Реально-историческое время определено соотношением времени написания романа и времени, которое описывается в романе. «Голод» частично издан впервые в 1888 г., в полном объёме – в 1890 г.. В первой публикации романа в 1888 г. упоминается, что действие происходило два года назад. Таким образом, время действия романа можно условно сопоставить с 1886 г. – годом, когда Гамсун во второй раз вынужден был покинуть родину и уехать в Америку из-за недостатка средств к существованию. Это подтверждает Н. В. Будур в хронологии жизни и творчества Гамсуна: «1886 г. – тяжелая жизнь в столице, случайные заработки, голод и унижения» [2; 209].
Пространство как категория хронотопа рассмотрено с двух точек зрения: пространство как город и пространство как взаимоотношения героя с людьми.
Действие романа происходит в городе Христиания, нынешнем Осло. Описание мест очень подробное, и в некоторые моменты повествования можно следовать напрямую за героем, блуждающим по улицам реального города. Однако на основе текста невозможно составить точную карту Осло, описание улиц подробно, но фрагментарно, а также представлено через призму восприятия героя, который подвержен мучительному чувству голода, из-за которого герой буквально теряет рассудок, его воображение играет с ним, создавая разные образы, меняющие реальность.
Пространство также создают места, в которых главный герой останавливается на ночлег. Несколько ночей он проводит в каморке: «Пустая комната, где половицы стонали от каждого моего шага, походила на трухлявый отвратительный гроб» [3; 35]. Один раз герой ночевал в тюрьме, соврав полицейскому, что позабыл дома ключи и не имеет денег на гостиницу, и он описывает свои чувства в камере: «Я лежал глядя в темноту, в густую, плотную, бездонную и непостижимую. <...> это совершенно особенная темнота, грозная стихия, с какой ещё никто не сталкивался» [3; 71]. В этот момент пространство в воображении героя видоизменяется, оно становится магическим, ужасающим, бесконечным.
Пространство города создаётся также за счёт жителей города, окружающих главного героя. Так как большая часть романа «Голод» – это поиск героя способа заработать деньги и поесть, следовательно, он скитается по городу в поисках пропитания. В эти моменты он постоянно сталкивается с разными людьми и как-либо взаимодействует с ними.
Одним из таких персонажей предстаёт для героя безымянная девушка, которой он придумывает необычное имя – Илаяли. Несколько раз рассказчик встречал её в городе и неоднократно возвращался к воспоминаниям о ней, воображал их свидания. Эта девушка становится для него прекрасным образом, затуманивающим его сознание еще сильнее, чем голод, но, как и все, кого герой встречает на своём пути, отдаляется от него, в тот момент, когда он рассказывает ей, кто он есть на самом деле.
Герой встречает разных людей, со многими из них он пытается «играть» – сочиняет для себя новые личности и разыгрывает роли. Когда герой остаётся на ночлег в тюрьме и представляется дежурному чужим именем, Андреасом Тангеном, он ведёт себя уверенно, даже несмотря на все свои внутренние сомнения, и дежурный верит ему.
Большинство людей, который встречает герой, уходят сами или же прогоняют его. Все попытки взаимодействовать с окружающими для героя оканчиваются крахом. Стоит отметить, что большинство из второстепенных персонажей переданы как образы: герой их видит, описывает, рассказывает, как они с ним разговаривают, однако у них нет диалога, переданного в повествовании.
Таким образом, в тексте прослеживается неразрывная связь между временем и пространством, и их движение напрямую зависит от героя произведения, от его душевного состояния: хронотоп динамичен и расширяется или сужается с движением «потока сознания» героя, который испытывает мучительное чувство голода. Кроме того, раскрывается взаимодействие хронотопов макромира и микромира: события, происходящие в реальной действительности, переплетаются с духовным миром человека, его сознанием, воображением и памятью. В романе Гамсуна «Голод» представлен линейный хронотоп, в котором прослеживается движение от прошлого к будущему, историчность повествования: герой не стоит на месте, не пытается вернуться к прошлому, он борется за свою жизнь в настоящий момент и двигается в неизвестное будущее, отплывая от берегов Осло в новую жизнь.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Г. Бочаров, В. В ожинов Москва : Художественная литература, 1988. – 543 с.
2. Будур Н. В. Гамсун. Мистерия жизни. / Н. В. Будур, Москва: Молодая гвардия, 2008. – 264 с.
3. Гамсун К. Голод. Мистерии. Пан. Виктория: Пер. с норв. / Сост. М. Лужанина; вступ. ст. Б. Сучкова – Минск: Мастацкая Лiтаратура, 1989. – 528 с.
4. Темирболат А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе: Монография / А. Б. Темирболат; М-во образования и науки Респ. Казахстан, Казахский нац. ун-т им. Аль-Фараби. – Алматы: Ценные бумаги, 2009. – 504 с.
Е. Д. Романова
Опубликовано 25.11.2023 21:33 | Просмотров: 240 | Блог » RSS |