25.11.2023 21:34

Особенности хронотопа в романе Кнута Гамсуна «Голод». Часть 1

Особенности хронотопа в романе Кнута Гамсуна «Голод». Часть 1

Аннотация. Автором раскрываются особенности хронотопа в романе норвежского писателя-модерниста Кнута Гамсуна «Голод». Категории хронотопа рассматриваются по отдельности, проводится анализ текста романа через призму данных литературоведческих категорий.
Ключевые слова: хронотоп, Кнут Гамсун, время, пространство, модернистский роман, голод.

Кнут Гамсун (1859—1952 гг.), лауреат Нобелевской премии по литературе, является одним из основоположников западноевропейского модернистского романа и наиболее известным писателем Норвегии, прославившим норвежскую литературу во всем мире. Вклад К. Гамсуна в развитии формы романа – это «поток сознания», прием повествования, который писатель впервые использовал в своём во многом автобиографическом романе «Голод», принёсшем ему мировую известность. Исследователи справедливо считают, что эта повествовательная техника в романе предвосхищает технику «потока сознания», впоследствии гениально разработанную Д. Джойсом в «Улиссе», написанном в 1914–1921 гг., А. Белым в романе «Петербург» (1912 г.), романе Ф. Кафки «Процесс» (1916 г.).

Для того, чтобы определить особенности хронотопа в романе К. Гамсуна «Голод», рассмотрим, что подразумевает под собой термин «хронотоп».

Термин «хронотоп», в дословном переводе означающий «времяпространство», изначально был введен в употребление А. А. Ухтомским на основе теории относительности А. Энштейна. Исследователь ссылался на пространственно-временной континуум, который подразумевает под собой, что время и пространство непрерывны и образуют собой единое целое. Впоследствии этот термин был перенесён в гуманитарную сферу известным филологом М. М. Бахтиным, который рассматривал его уже по отношению к художественному произведению.

Современные исследования хронотопа вышли за пределы литературоведения на междисциплинарный уровень, что значительно расширило область анализа художественных произведений, в связи с чем появились новые классификации хронотопа. А. Б. Темирболат разделяет хронотоп на «миры»: «мегамир, макромир и микромир» [4; 15]. Хронотоп мегамира подразумевает под собой движение времени и пространства в космосе, во вселенной; хронотоп макромира описывает события, происходящие в реальной действительности; хронотоп микромира охватывает духовную составляющую: человеческое сознание, воображение и память. В соответствии со смысловым наполнением, художественный хронотоп может быть разделён на формы: циклический, линейный, нелинейный, а также хронотоп вечности.

В каждом художественном произведении время и пространство приобретают индивидуально-авторскую окраску, поэтому даже одно и то же пространство в разных произведениях будет рассмотрено иначе. Из этого следует, что хронотоп можно определить как взаимосвязь пространственно-временных отношений, выявленную на определённом художественном произведении.

«Ведущим началом в хронотопе является время» [1; 122], – утверждает М. М. Бахтин. Пространство же «втягивается в движение времени, сюжета, истории» [1; 122]. Эти две категории имеют определённую связь: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [1; 124].

Художественное время романа «Голод» представлено в трех его типах: романное время, восприятие времени героем и реально-историческое время.

Романное время в тексте определяется четко. С первого дня повествование линейно движется вперед без отсылок к прошлому. В каждой главе можно точно выделить количество прошедших дней. В конце каждой главы или начале следующей сообщается, что некоторое время прошло для героя «в изобилии и радости» [3; 90]. В этот момент автор даёт читателю понять, что у героя были деньги, он не голодал, и поэтому повествование возобновляется с того момента, когда у него закончились средства, и он снова вынужден искать темы для новой статьи, которая поможет ему получить заработок. Подобным образом происходит переход к каждой новой главе. В целом, романное время в «Голоде» представляет собой 57 дней, из которых описаны в тексте 15 «голодных» дней и опущены 42 дня, на протяжении которых рассказчик был в достатке.

Герой Гамсуна, всё время испытывающий мучительное чувство голода, воспринимает время в зависимости от своего физиологического и душевного состояния. Периодически он находится в полузабытьи и бродит часами по городу, и время тянется мучительно долго или, наоборот, проносится с большой скоростью. Герой постоянно думает о времени, он ждёт подходящего часа, чтобы как-то избавиться от голода, например, пойти к редактору, сдать статью и получить немного денег. В тексте романа это проявляется изобилием слов, связанных со временем: 130 раз используются разные формы слова «время», 71 раз – формы слова «час», а также минуты и секунды. В ходе подсчёта была выделена фраза, повторяющаяся в тексте восемь раз – «время шло», которая также подчёркивает зацикленность героя на времени: он осознаёт это в те моменты, когда его голод достигает очень высокой степени.

Е. Д. Романова
Продолжение следует

Особенности хронотопа в романе Кнута Гамсуна «Голод». Часть 1

Опубликовано 25.11.2023 21:34 | Просмотров: 137 | Блог » RSS