09.01.2020 23:38

Особенности изучения колыбельных песен в 5-6 классах

Особенности изучения колыбельных песен в 5-6 классах

Задача современного учителя - открыть школьникам красоту народной поэзии, показать значимость ее в духовном развитии каждого человека и народа в целом.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования: в 5-6 классах в объеме 105 ч. Из них в 5 и 6 классах выделено по 9 часов на изучение устного народного творчества и понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.

На изучение малых жанров в каждом году обучения выделено всего по 1 часу, но как много должен в себя вместить этот час! Ученик должен знать виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни; понимать значение разных видов малых жанров фольклора; уметь использовать малые жанры фольклора в устной речи. Мы видим, какое ничтожное количество времени отводится на изучение колыбельных, лишь маленькая часть целого урока. А ведь колыбельная - первое произведение в жизни каж¬дого человека. Мы считаем, что колыбельные должны изучаться подробно, ведь дети должны знать свои истоки, древнейшее творчество нашего народа. В современном мире все меньше молодые мамы поют детям колыбельные, все чаще успокаивают детей аудиозаписями.

Мы предлагаем провести урок изучения фольклорных колыбельных песен. В ходе урока должны быть поставлены следующие цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями фольклорных колыбельных песен.
- Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа.
- Развивающая: развивать эмоциональность, артистичность детей; развивать умения слушать и анализировать, самостоятельно работать с текстом.

Ученики должны изучить функции колыбельной песни (успокоительная, усыпительная и охранительная).

Колыбельные песни изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка (Котик, Собака, Зайка, Волчок, Коровка, Мышь, Конь, Гули, Курушки, Петушки, Попугай, Орел и др.). Одной из важных сторон изучения колыбельных должны стать мифологические персонажи русской колыбельной песни (Сон, Дрема, Покой, Угомон, Бука, Бабай).

Дети узнают о том, для чего нужны колыбельные, о чем они рассказывают маленькому ребенку. К концу урока ребята должны различать, чем авторская колыбельная отличается от народной, какие функции несут колыбельные песни, какова их образная система. Помимо беседы ученикам предлагается задание творческого характера в парах. Ребята должны нарисовать на листках бумаги своего любимого персонажа и придумать маленькую колыбельную, где персонаж был бы в главной роли. В качестве домашнего задания ребятам предлагается расспросить своих мам и бабушек, какие им в детстве пелись колыбельные и какие колыбельные пели они своим детям. Самые интересные записать.

В такой простой форме школьники усваивают знания о культуре своего народа, благодаря которым происходит культурная самоидентификация ребенка.

Ю. А. Печёрина

Особенности изучения колыбельных песен в 5-6 классах

Опубликовано 09.01.2020 23:38 | Просмотров: 529 | Блог » RSS