16.06.2020 14:16

Опыт проведения коррекционных занятий и нейропсихологических исследований в рамках инклюзивного студенческого клуба РГСУ

Опыт проведения коррекционных занятий и нейропсихологических исследований в рамках инклюзивного студенческого клуба РГСУ

Проблема обучения и интеграции лиц с ОВЗ является одной из самых острых на сегодняшний день. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов, а в России их количество составляет приблизительно 4,7 млн человек [2].

В этой связи, актуальность вопроса о создании в России системы инклюзивного образования, трудно переоценить. Инклюзия представляет собой процесс включения людей с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь.

При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата [3].

Наш инклюзивный студенческий клуб имеет уникальную возможность круглогодично сотрудничать с психоневрологическим интернатом № 22 г. Москвы, поскольку на сегодняшний день доминирующей формой практических занятий в вузах остаются аудиторные занятия, в которых невозможно воссоздать условия реальной работы специалиста в области специального (дефектологического) образования, а непосредственно практики студентов, как правило, проходят в период, когда нет аудиторных занятий, что создает разрыв во времени между получением знаний и их практическим закреплением. С другой стороны, психоневрологические интернаты являются учреждениями закрытого типа, что способствует изоляции от социума значительной части проживающих в них лиц, снижает их эмоциональный фон и уровень социализированности. Таким образом, студенты нуждаются в регулярных контактах с проживающими ПНИ для оптимизации формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а проживающие в ПНИ, в свою очередь, нуждаются в социальных контактах. Именно поэтому, наш социальный проект направлен на удовлетворение обеих этих потребностей.

В рамках проекта нами регулярно проводятся специальные групповые занятия в виде тренинга, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков и повышение социально-психологической адаптации проживающих в интернате. Все встречи проводятся по стандартному плану, согласованному с сотрудниками ПНИ. Постоянными участниками встреч являются 10 человек, имеющих выраженные ментальные нарушения, возраст которых находится в диапазоне от 18 до 60 лет.

Целями нашего проекта являются подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности и содействие реабилитации лиц с ментальными нарушениями, проживающих в психоневрологическом интернате.

Основные задачи, которые мы стараемся решить в рамках данного проекта, заключаются в следующем:

Воспитание, оно направлено на формирование у студентов толерантного отношения к лицам с ментальными нарушениями, так же оно направлено на знакомство студентов с нормами этичного взаимодействия с людьми с умственной отсталостью и на стимулирование у них творческого подхода к решению профессиональных задач.

Образование, оно заключается в формирование и закрепление навыков планирования и проведения коррекционных занятий, в отработке практических навыков и в закреплении теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса, при решении прикладных задач.

Коррекция, она направлена на содействие реабилитации лиц с ментальными нарушениями, на расширение их социальных контактов и обогащение социального опыта. Кроме этого, коррекция направлена на улучшение эмоционального фона проживающих в психоневрологическом интернате, на вовлечение их в совместную деятельность с людьми, не имеющих отклонений в состоянии психического здоровья.

Методами решения поставленных нами задач являются планирование и проведение студентами встреч и коррекционных занятий с проживающими ПНИ, осуществляемых под руководством преподавателей и аспирантов РГСУ в тесном взаимодействии со специалистами ПНИ.

Структура вышеуказанных занятий включает в себя:
1. «Приветствие». Оно проводится для того, чтобы студенты могли познакомиться с проживающими ПНИ или же вспомнить друг друга с прошлого занятия.
2. Следующим компонентом занятия идет коррекция нарушений познавательной сферы. Здесь мы предлагаем нашим гостям запомнить цвета, времена года или фигуры.
3. Далее мы проводим методики «Дождик» либо «Звуки животных», чтобы наши гости немного отдохнули и набрались сил перед подвижными играми.
4. В подвижных играх мы развлекаемся и взаимодействуем друг с другом в энергичной форме.
5. После подвижных игр мы переходим к заданиям направленных на развитие мелкой моторики, которые реализуются в упражнениях «Собери змейку», «Сделай автопортрет себя и своего наставника», «Пальчиковая гимнастика».
6. В заключении мы проводим игру «Клубочек», которая является своего рода «прощанием». После этого мы обсуждаем наши эмоции, то, что понравилось больше всего.

Наконец, в рамках нашего центра, мы проводим нейропсихологические исследования, направленные на выявление тех или иных особенностей у лиц с умеренной умственной отсталостью. В их состав обычно входит 7 человек в возрасте от 18 до 25 лет. В результате этих исследований нами были получены интересные данные, которые указывают на то, что у молодых людей с умеренной умственной отсталостью имеются особенности в процессах запоминания, такие как «застревание» на лишних словах, или же вообще недостаточно прочное запоминание слов. В речевых функциях испытуемые имеют затруднения в произношении оппозиционных фонем, в воспроизведении и понимании простых конструкций, повторении некоторых слогов [1; 3]. Наиболее серьезные нарушения были получены в зрительно-пространственном и символическом гнозисе [1]. Однако полученные данные не являются единичными, поскольку в настоящее время нами проводится дальнейшее исследование, направленное на изучение произвольных движений и действий, мыслительной деятельности, а также эмоционально-личностной сферы лиц среднего возраста с умеренной умственной отсталостью.

В заключении мы можем с уверенностью сказать, что данный проект позволяет осуществлять подготовку студентов-дефектологов к будущей профессиональной деятельности, проводить коррекционно-реабилитационную работу с лицами, проживающими в психоневрологическом интернате, а также поможет привить любовь к научно-исследовательской деятельности, получая при этом большое количество интересных фактов.

Список использованной литературы
1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический проект, 2000. 512 с.
2. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. 28 с.
3. Савченко Д. В. Вклад межполушарной асимметрии мозга в протекание психических процессов человека // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 ч. 2015. С. 116-117.

Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования.
Ключевые слова: инклюзивный студенческий клуб, коррекционный занятия, нейропсихологические исследования.

Н. А. Перегудова, К. А. Елагина, И. Э. Ахмедова

Опыт проведения коррекционных занятий и нейропсихологических исследований в рамках инклюзивного студенческого клуба РГСУ

Опубликовано 16.06.2020 14:16 | Просмотров: 162 | Блог » RSS


Рекомендуем: