26.03.2020 13:01

Оценка развития утомления в течение рабочей недели у учащихся начальной школы

Оценка развития утомления в течение рабочей недели у учащихся начальной школы

В системе социально-гигиенического мониторинга и в рамках комплексной программы «Образование и здоровье» внедрена система систематического контроля за развитием утомления. Актуальность данной проблемы на современном этапе определяется тем, что количество детей с минимальными когнитивными способностями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает, усложняются учебные программы, сам ритм современной жизни, при котором ребенок не всегда получает то, что ему необходимо для полноценного развития, как физического, так и психического. Работоспособность ученика не бывает строго постоянной, она изменяется под влиянием многих причин. На нее влияют состояние здоровья, условия питания, трудовые и бытовые факторы, настроение и многое другое.

В основу исследования положены такие доступные и испытанные для контроля развития утомления методы, как проведение корректурной пробы и оценка самочувствия, активности и настроения с помощью методики САН. При использовании корректурной пробы рассчитывались такие показатели, как количество просмотренных знаков; количество вычеркнутых букв; общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте; количество ошибок; коэффициент точности; коэффициент умственной продуктивности; объем зрительной информации, бит; средний объем информации, приходящийся на 1 знак; скорость переработки информации, приходящаяся на 1 пропущенный знак; время выполнения задания; устойчивость внимания.

В процессе исследования сопоставлялись показатели на начало учебной недели и ее окончание, начало рабочего дня и его окончание. При сопоставлении данных, полученных с использованием корректурной пробы, оказалось, что в понедельник, как в начале рабочего дня, так и к последнему уроку показатели оставались почти на одном и том же уровне. В целом оценка результатов корректурной пробы не выявила развития значительного нарастания утомления в течение отдельных рабочих дней. Исследования проводились по понедельникам и пятницам. Более заметные изменения выявлены по таким критериям корректурной пробы, как «количество просмотренных знаков, коэффициент умственной продуктивности» и «объем зрительной информации».

Так, среднее значение скорости переработки информации к концу недели практически осталось на одном уровне. Следует обратить внимание на большой разброс показателей выполнения корректурной пробы у обследованных. Это является свидетельством того, что умственная работоспособность в изучаемой группе учащихся значительно отличается. Это становится еще более выраженным к концу недели. Особенно выражены различия между учащимися по таким показателям, как количество вычеркнутых букв (от 600 до 1000), количество допущенных ошибок (от 1 до 37), коэффициент умственной продуктивности (от 980), скорости переработки информации (от 1,5 до 2,5). По результатам корректурной пробы учащиеся распределились по уровню работоспособности следующим образом: I группа (высокий уровень) - 33,5%; II группа (средний уровень) - 57,5%, III группа (низкий уровень) - 9%. При оценке результатов изменений параметров теста САН оказалось ожидаемое снижение уровня показателей самочувствия, активности и настроения как в течение отдельных рабочих дней, так и от начала к концу недели. Особенно оказалось выраженным снижение самочувствия учащихся к последнему уроку в понедельник.

Результаты данного исследования дают для учителей конкретные представления о ситуации с развитием динамики утомления, его структуре и возможности разработки профилактических мероприятий, не исключая индивидуального подхода.

Т. В. Патракова, Е. С. Мышкин

Оценка развития утомления в течение рабочей недели у учащихся начальной школы

Опубликовано 26.03.2020 13:01 | Просмотров: 632 | Блог » RSS