17.11.2019 15:37

Образы монастырей Русского Севера в работах А. С. Пругавина

Образы монастырей Русского Севера в работах А. С. Пругавина

Среди политических ссыльных, занимавшихся краеведческими исследованиями, следует особо выделить Александра Степановича Пругавина, который стал затем крупным исследователем старообрядчества Русского Севера. На рубеже 1870-1880-х гг. А. С. Пругавин заявляет о себе постановкой вопроса о необходимости всестороннего исследования «раскола» и религиозных движений в культурном слое общества. Эти исследования с некоторыми перерывами продолжались вплоть до его смерти.

Цель статьи состоит в рассмотрении особенности образов монастырей на Русском Севере, которые создал в своих работах А. С. Пругавин (под территорией Русского Севера будет пониматься, прежде всего, территория Архангельской и Олонецкой губерний).

Родившийся в 1850 г. в Архангельской губернии в семье инспектора народных училищ А. С. Пругавин за свою жизнь сменил несколько «статусов»: был главой революционного студенческого кружка, имел статус политического ссыльного, считался экспертом в вопросах изучения сектантства в Российской Империи.

Труды А. С Пругавина могут быть признаны особенно ценными по ряду причин:

Он своими глазами видел жизнь на этих территориях (находился в ссылке в Архангельской губернии) достаточно длительное время, что позволило ему не только заметить определенные особенности, но и сделать определенные выводы;

Он не остановился лишь на описании (как делали многие другие путешественники, краеведы и даже ссыльные, оставляя после себя очень подробные, но не содержащие выводов материалы, так называемые дневники путешествий), а изучил заинтересовавший его вопрос очень подробно.

Принадлежавший к одному из наиболее ярких идеологических течений, распространившихся в среде интеллигенции - народничеству (революционное легальное направление), он описывает окружающую действительность с максимальной честностью и достоверностью, которые часто были очень слабо представлены в текстах провластно настроенных авторов.

Образы монастырей Русского Севера содержаться в следующих опубликованных работах А. С. Пругавина:
Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости). Москва, «Посредник», Серия «Для интеллигентных читателей», 1905
Раскол и сектантство в русской народной жизни, М., Тип. И. Д. Сытина, 1905.
Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Выпуск первый, М., Издание «Посредника», 1906.
Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе. Изд: «Русская мысль», М., 1885, кн. I, с. 79-111; кн. II, с. 129-155.
А. С. Пругавин подробно рассматривает одну из функций монастырей Русского Севере, а именно пенитенциарную практику, прослеживая историю возникновения и развития монастырских тюрем на примере Соловецкой тюрьмы.

Большая часть материала в работах А. С. Пругавина посвящена одному из крупнейших монастырей Русского Севера, а именно Соловецкому монастырю. Но сам автор упоминает довольно обширный список монастырей Русского Севера, которые также являлись местами ссылки и заточения различных категорий преступников. А. С. Пругавин показывает, что монастырские тюрьмы, игравшие «важную, огромную роль в общественной, народной жизни России» использовались для наказания лиц, виновные в самых разнообразных преступлениях и проступках.

Н. Ю. Кузнецова

Образы монастырей Русского Севера в работах А. С. Пругавина

Опубликовано 17.11.2019 15:37 | Просмотров: 69 | Блог » RSS


Рекомендуем: