03.07.2020 09:28

О проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

О проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях развивает традиционные подходы к правовому регулированию отношений, составляющих институт административной ответственности. Необходимость принятия нового Кодекса связана, в первую очередь, произошедшими после 1 июля 2002 года изменениями в организации общественной жизни и деятельности государства.
Ключевые слова: КоАП РФ, новеллы, регулирование общественных отношений.

Рабочая группа при Комитете Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству разработала проект нового КоАП РФ. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 18 декабря 2015 года. Как подчеркнул председатель думского комитета Владимир Плигин, экспертное сообщество единодушно подтвердило необходимость обновления, действующего КоАП РФ. Так, проект нового КоАП РФ содержит общие положения законодательства об административных правонарушениях, правила разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти, принципы административной ответственности, перечень видов административных наказаний и правила их назначения, перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и наказания, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях. В числе основных новелл Кодекса можно отметить:
• выделение категорий административных правонарушений в зависимости от их характера - грубые, значительные и менее значительные;
• расширение перечня видов административных наказаний (в него включены исправительные работы, лишение специального разрешения (лицензии), административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидация юридического лица) [5].

Необходимо отметить, что 32 главы документа посвящены нормам об ответственности за конкретные административные правонарушения, например, о деяниях, посягающих на основные права и свободы граждан, на избирательные права, на трудовые права, на семью и права несовершеннолетних, на установленный порядок деятельности некоммерческих организаций и политических партий, на объекты исторического и культурного наследия. Также выделены составы правонарушений в сфере торговли, в области финансов и финансового рынка, налогов и сборов, страховых взносов, в области госконтроля (надзора) и муниципального контроля, воинской обязанности и т. п. Скорректирован и порядок назначения административного наказания - например, административные штрафы в небольших суммах (до 10 тыс. руб.) предлагается взыскивать путем направления для удержания по месту работы, получения периодических платежей (из зарплаты, стипендии, пенсии и т. д.). А для обеспечения исполнения штрафных санкций КоАП РФ планируется дополнить новой мерой обеспечения производства по делу - обеспечительный арест имущества. Также проектом предусматривается возможность уменьшения размера административного штрафа в случае его добровольной уплаты - предполагается, что лицо, совершившее значительное или менее значительное правонарушение, сможет уплатить половину сумму назначенного ему штрафа, если произведет его уплату в сокращенные сроки (в течение 20 дней). Равно, в проекте предусматривается ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции [1].

По мнению заместителя директора Института правовых исследований НИУ ВШЭ А. В. Кашанина, в настоящий момент процесс определения подведомственности дел очень гибкий. Арбитражные суды рассматривают административные дела компаний, либо прямо отнесенные к их подведомственности, либо связанные с экономической деятельностью. Новый проект же КоАП РФ больше не содержит старого принципа о том, что подведомственность дел определяется исходя из экономической составляющей. Статья 47.2 прямо устанавливает, что подведомственность определяется только в соответствии со статьей 43.4 нового КоАП РФ. Формально же статья 43.4 нового КоАП РФ перечисляет почти те же составы административных нарушений, какие и сейчас закон прямо относит к компетенции арбитражных судов. Но в таком случае, при отсутствии принципа определять подведомственность исходя из предпринимательской деятельности, большая категория административных дел из арбитражных судов попадает в суды общей юрисдикции. При этом суды общей юрисдикции сейчас не готовы рассматривать сложные экономические дела. По мнению А. В. Кашанина, они не обладают необходимым опытом и знаниями в различных сферах экономической деятельности и не смогут обеспечить надлежащего уровня и качества рассмотрения важных экономических дел [4].

Ключевое положение проекта в том, что он вводит принцип презумпции невиновности для граждан, подозреваемых в правонарушениях. Предлагаемые правила распространяются, в том числе и на водителей.

Следует согласиться с заместителем председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрием Вяткиным, одним из инициаторов проекта, с тем, что процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях в проекте нового КоАП РФ прописаны более детально. Поэтому разбирательство подобных дел должно стать по-настоящему состязательным.

Также необходимо учесть мнение уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Его возмутило наличие в КоАП РФ такой меры, как ликвидация юридического лица. В исходной версии кодекса она могла применяться по пяти составам правонарушений, в том числе и за ведение деятельности без разрешения либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации. «Эта норма может привести к злоупотреблениям и нарушению прав предпринимателей», - отмечал Б. Титов в письме В. Плигину [3].

Предполагается, что принятие нового КоАП РФ позволит обеспечить более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина, большую прозрачность применения мер административного наказания и процессуального принуждения, что в конечном итоге должно положительно сказаться на уровне защиты прав граждан и на деловом климате в стране.

Следует отметить, что принятие нового КоАП РФ было отложено до следующего созыва Государственной Думы РФ в связи с большим числом поправок, поступивших в том числе и от МВД РФ [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что представленный законопроект требует доработки в части исключения положений, реализация которых может потребовать увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также с учётом замечаний Правительства РФ, МВД РФ и видных учёных - теоретиков и практиков в области административного законодательства.

Список использованной литературы
1. URL: http://pravo.ru/voting/194/ (дата обращения: 11.03.2016).
2. URL: https://www.znak.com/2016-03-29/dumskoe_bolshinstvo_ otlozhilo_prinyatie_novogo_koap_chtoby_ne_portit_sebe_vybory (дата обращения: 20.04.2016).
3. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/03/29/63547 5-prinyatie-novogo-kodeksa-administrativnih-pravonarusheniyah-otlozheno (дата обращения: 23.04.2016).
4. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2015/12/18_a_7977215.shtml (дата обращения: 15.03.2016).
5. URL: http://www.garant.ru/article/609176/ (дата обращения:
15.03.2016).

Е. В. Якубов

О проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Опубликовано 03.07.2020 09:28 | Просмотров: 548 | Блог » RSS