23.03.2020 14:52

Мотивация современной учащейся молодежи к получению высшего образования

Мотивация современной учащейся молодежи к получению высшего образования

Постоянно происходящие в российском обществе трансформации определенным образом сказываются на всех сферах жизни, в том числе и на системе высшего образования. Как мы видим, меняется экономическая обстановка в стране, меняется спрос со стороны работодателей, а в связи с этим меняются и запросы самих абитуриентов. Популярность высшего образования среди молодежи растет с каждым годом. Так, на 2013 г. система высшего образования Российской Федерации насчитывает 1046 вузов, в которых обучается более 6 млн. чел. В Карелии же, по данным опроса старшеклассников 2009 г., 75,6% из них планируют получать высшее профессиональное образование.

Возникает вопрос, с чем же связан такой рост популярности высшего образования? А связан он, в первую очередь, с тенденциями в мотивационной структуре абитуриентов, влияющей на выбор учебного заведения. Целью нашего исследования является изучение этой мотивационной структуры.

В основе мотивационной структуры, как правило, лежат жизненные планы молодого поколения. Статистика говорит о том, что большинство в дальнейшем хотели бы добиться счастья в личной жизни, обеспечить благополучие своей семьи. Но, как известно, под благополучием часто понимается хорошее материальное положение. Поэтому среди планов молодежи на будущее актуально и достижение хорошей, высокооплачиваемой работы. Высшее образование, по их мнению, должно помочь им в реализации поставленных целей. «Зарплата выше с высшим образованием» - так говорит одна из первокурсниц (зоотехния), и такого мнения придерживаются многие. В основном, конечно, абитуриенты поступают в вузы осознанно, выбирая ту или иную специальность, но есть и такие, которые просто хотят получить высшее образование, им важно лишь наличие «корочки» в будущем. С таким мнением, в той или иной степени, согласен каждый пятый учащийся.

Но, независимо от того, с какими целями выпускники выбирают вуз, они все равно при выборе руководствуются определенными факторами. Одним из таких факторов является месторасположение учебного заведения. Петрозаводск в этом плане вполне устраивает абитуриентов: «...здесь есть все, маленький город...нет такой суеты...больше спокойствия. Поближе к дому» (девушка, дошкольная педагогика и психология). К тому же вузы Петрозаводска, в особенности ПетрГУ, молодежь считает достаточно престижными, сюда поступают даже из-за пределов Карелии.

Важную роль при выборе учебного заведения, в частности, при выборе самой специальности, играет уровень образованности выпускников. Исходя из того, какое образовательное учреждение они закончили к моменту поступления и как они закончили, делается тот или иной выбор. Конечно, у тех, кто в школе учился лучше, перспектив больше, больше шансов поступить на желаемую специальность, больше шансов поступить на бюджетное обучение. Учитывая то, что стоимость обучения с каждым годом растет, это является достаточно значимым фактором. Мало кто из семей с низким уровнем дохода может позволить себе столь дорогое образование.

Нельзя не сказать о влиянии на выбор выпускников референтных групп. По словам самих абитуриентов, самым значимым является мнение родителей, которые дают те или иные советы. Мнение родителей здесь действительно важно, ведь кто как не родители, особенно для тех, кто поступает на платное обучение, будет помогать им материально. Определенное воздействие на учеников оказывается еще в школе, учителями, которые постоянно твердят о том, насколько важно иметь высшее образование. Ну и, конечно, друзья также влияют на выбор. Здесь происходит некое подражание, нежелание быть «белой вороной».

Таким образом, получение высшего образования, по мнению молодежи, обусловлено социальными рамками. При этом данный стереотип зачастую навязывается им извне.

Исследование выполнено на основе анализа результатов мониторинга «Изучение качественного состава абитуриентов и их мотиваций на поступление в ПетрГУ», проводимого кафедрой социологии по заказу Института непрерывного образования ПетрГУ с 2012 г. Кроме того, в докладе также использовались данные фокус-групп студентов, проведенные автором в ПетрГУ в 2014 г.

Ю. А. Коробейникова

Мотивация современной учащейся молодежи к получению высшего образования

Опубликовано 23.03.2020 14:52 | Просмотров: 631 | Блог » RSS