23.02.2021 22:59

Модульное обучение как средство реализации интеграции науки и образования

Модульное обучение как средство реализации интеграции науки и образования

Модульное обучение как средство реализации интеграции науки и образования (на материале разработки модуля «Современные методы исследования в физиологии и биохимии растений»). Ч.1
Проблема интеграции образования и науки не является новой. Решением этого вопроса занимаются во многих странах мира. В последние годы организуется большое количество различных форумов и конференций, где обсуждаются возможные пути решения вопроса. Ученые приходят к общему мнению, что интеграция, безусловно, необходима, так как улучшается качество научных исследований, повышается уровень кадров в науке и образовании, происходит приток молодых заинтересованных специалистов в разные области науки, которые, что немаловажно, заинтересованы и в научной, и в преподавательской деятельности [1]. Однако не так просто осуществить интеграцию, так как наука и образование часто достаточно разобщены, имеют специфические традиции и устои, и взаимопроникновение этих сфер друг в друга является сложным процессом.

Выделяют две линии интеграции: «от образования к науке» и «от науки к образованию» [4; с. 46-47]. Так, известно, что преподаватели вузов преимущественно занимаются преподавательской деятельностью, напротив, научные сотрудники занимаются преподаванием не так часто, хотя, конечно, их опыт был бы полезен для учащейся молодежи. Студенты узнали бы на практике, как можно применять получаемые в вузе знания в научной работе, что подогревало бы интерес к изучаемым предметам. К счастью, многие ученые сотрудничают с вузами, проводят лекции и семинары, тем самым, распространяя результаты своих исследований в образовательное сообщество вузов.

В последнее время преподаватели и ученые сходятся во мнении, что неплохо было бы создавать некие центры «коллективного пользования», на базе которых можно было бы проводить интеграцию науки и образования, это облегчило бы организацию научной деятельности преподавателей вузов и преподавательской деятельности научных сотрудников [2; с. 74]. Также на базе центров студенты получали бы практические навыки, что повышало бы заинтересованность в выбранном направлении обучения. Увлеченные наукой студенты могли бы быть привлечены к проводимым исследованиям и в дальнейшем стать хорошими специалистами или даже пополнить ряды научных кадров.

В ходе поиска средств интеграции науки и образования в процессе исследования было выдвинуто предположение о целесообразности использования образовательных модулей по конкретным проблемам научных исследований для реализации их на базе научных учреждений.

Для проверки выдвинутого предположения в качестве цели работы мы определили следующую: Обосновать целесообразность, разработать и апробировать в аналитической лаборатории Института леса Карельского научного центра РАН образовательный модуль «Современные методы исследования в физиологии и биохимии растений» в рамках большого практикума по физиологии растений для студентов 3 и 4 курсов эколого-биологического факультета ПетрГУ.

Для достижения цели был сформулирован ряд задач:
1) обосновать целесообразность использования образовательных модулей для реализации
интеграции науки и образования;
2) охарактеризовать основные теоретические особенности модульного обучения;
3) разработать практикум для студентов эколого-биологического факультета
Петрозаводского государственного университета в виде образовательного модуля
«Современные методы исследования в физиологии и биохимии растений»;
4) апробировать разработанный модуль;
5) оценить эффективность использования модуля для усвоения дисциплины студентами.

Для работы использовались следующие методы: анализ литературных источников; анализ
понятийно-терминологической системы; беседа с сотрудниками, имеющими опыт подобной деятельности, беседа со студентами; наблюдение за проведением практикумов, наблюдение за работой студентов;самонаблюдение;опытная работа по организации практикума;метод проектирования модульной программы;метод конструирования занятий;рефлексивный анализ по оценке результатов разработанной технологии.

Почему мы выбрали именно модульное обучение? Ответ прост. Это одна из самых удобных форм для быстрого и качественного усвоения сложного материала. Она позволяет обеспечить индивидуальный темп обучения, учет возможностей, склонностей и потребностей студента, способствует развитию навыков самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, приобретению качественных знаний и умений [3; с. 109]. Каждый студент работает в своем темпе, имеет возможность консультироваться с преподавателем, получая при этом необходимые указания и рекомендации.

К. М. Никерова
Продолжение следует

Модульное обучение как средство реализации интеграции науки и образования

Опубликовано 23.02.2021 22:59 | Просмотров: 502 | Блог » RSS